Автомобильные грузоперевозки, а в более общем понимании – транспортная логистика, десятилетиями воспринимается грузоотправителями и перевозчиками как некий устоявшийся, зацементированный образ. Хоть все и соглашаются, что многие процессы неэффективны, непрозрачны, порой противозаконны – тем не менее с обречённостью вынуждены принимать «правила игры». Самый показательный пример – огромное количество посредников в цепочке между грузовладельцем и перевозчиком. Их деятельность неэффективна, непрозрачна, зачастую противозаконна, но по факту нет иных схем взаимодействия между заказчиком и исполнителем транспортной услуги, исключающей паразитирующих псевдо-экспедиторов.
Понятно, что всякие аналогии весьма условны, но индустрия грузоперевозок чем-то напоминает рынок такси до начала революционных изменений, которые начались с появлением таких компаний, как Uber, Gett, Yandex.Такси и других. Они не просто реформировали рынок, но в сущности создали его в новом виде, предложив ПРЯМОЕ взаимодействие между потребителем (пассажиром) и поставщиком услуги. Проблемы в их деятельности остаются, многие вопросы до сих пор не находят ответов, но никто не станет отрицать, что сейчас уже сложно представить рынок такси без этих революционных изменений.
Это сравнение мы привели неспроста. Буквально в последние месяцы на профильных бизнес-конференциях, а затем и в специализированных СМИ, развернулось очень острое обсуждение темы, которую условно можно обозначить «уберизацей грузоперевозок». Специалисты прогнозируют, повторит ли рынок автоперевозок ту трансформацию, которую переживают таксисты. Точнее – в какой форме эта трансформация будет происходить в автоперевозках. Не случайно же в последней четверти уходящего года тот же Uber и, например, компания Amazon (одна из крупнейших мировых компаний интернет-торговли) заявили о том, что они планируют выходить на рынок грузоперевозок с тем, чтобы перекроить его по образу и подобию «таксомоторных изменений».
Что произошло в сфере такси? Принципиально – одна простая вещь. В результате использования новых информационных технологий стал, повторюсь, возможен ПРЯМОЙ контакт между поставщиком услуги и потребителем. Цены для пассажиров снизились, таксисты (при соблюдении ряда условий) стали зарабатывать больше. При том, что денег на этом рынке не прибавилось – всего лишь произошло более справедливое их распределение за счёт удаления цепочки посредников… Да, это только первые шаги, да, хватает проблем, но тенденция очевидна и, скорее всего, необратима.
Какое отношение это имеет к грузоперевозкам? Попробуем разобраться.
Заявления вышеупомянутых гигантов о планах реформации грузоперевозок следует воспринимать как декларацию планов на будущее. Если по-русски – попытка «застолбить поляну», обозначить свой интерес и своё присутствие. И вот тут всплывает удивительная вещь. Пока западные компании громко заявляют о своих планах, у нас уже успешно реализуется подобный проект! Пионером глобальных изменений стала российская компания iCanDleiver , появившаяся на рынке автотранспортных перевозок три года назад.
Создатели проекта более двух лет потратили на IT-решения и тестирование платформы. Да, не обошлось без ошибок, досадных упущений и срывов. Но это, увы, неизбежные вещи при создании новых проектов. Все сбои, все претензии пользователей были, как говорится, препарированы под микроскопом: как, почему, в силу каких обстоятельств были допущены ошибки, и каким образом не допустить их в будущем.
В итоге разработанное решение и бизнес-модель привлекли внимание инвесторов. И это закономерно – «на коленке» подобный масштабный проект не реализовать. В 2016 году два крупных инвестфонда – A&NNGroup Александра Мамута, и AmereusGroup Максима Воробьева вложили в компанию более 5 миллионов долларов.Результаты таких инвестиций не заставили себя ждать: уже в марте 2016 года, после продолжительных тестов, iCanDeliver начал в рабочем режиме возить грузы для клиентов, активно привлекая перевозчиков. К слову сказать, на конец года, компания обеспечивает заказчикам доступ к автопарку из более чем 20000 перевозчиков. С одной стороны, цифра внушительная – в России это самый крупный на сегодняшний день парк, предоставляемый одной компанией. С другой – малый и средний бизнес в автоперевозках РФ владеет почти миллионом единиц коммерческого транспорта.
И вот тут самое время объяснить, что, собственно, дает модель iCanDeliver (или как говорят эксперты – «уберизация») перевозчикам. Как мы уже отмечали, в России почти миллион дальнобойщиков. Только малая часть из них работает на крупные компании, которые обеспечивают стабильную загрузку и гарантированный доход. Большинство из субъектов бизнеса – это «частники»: зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые сами себе и водители, администраторы и бухгалтеры. И вот для этого большинства, прежде всего, и возможны перемены, которые мы обозначили в заголовке.
Задайте себе несколько вопросов, если Вы работаете сами на себя. Имеете ли Вы доступ к заказам от крупных международных компаний первого эшелона? Какой ваш месячный пробег с грузом? А холостой пробег? Сколько приходится простаивать в поисках и ожидании обратной загрузки? Сколько времени вы тратите на возню с бумажками и отчетность? И в конце концов, сколько из-за всего этого вы упускаете потенциальных доходов? Ответы, в общем очевидны.
Модель, созданная iCanDeliver, призвана сделать рынок грузоперевозок эффективным, простым и прозрачным. Бонусы от этого получат и клиенты, но здесь мы говорим о дальнобойщиках. iCanDeliver дает ответы на те вопросы которые прозвучали в предыдущем абзаце. Только они, скорее всего, сильно отличаются от тех ответов, которые вы дали себе сами.
Итак, во-первых, если раньше Вы не могли рассчитывать получать заказы от системообразующих заказчиков (промышленное производство, сельскохозяйственные холдинги, крупные логистические центры и т.п.) в силу просто формальных причин, то подключившись к iCanDeliver, Вы получаете доступ ко всему объему и типу заказов, которые существуют на российском рынке. Условно говоря – от «свечного заводика» в ближайшем райцентре до перевозки газпромовского оборудования.
Во-вторых, основа алгоритма, который создал iCanDeliver, за счет автоматического распределения заказов повышает эффективность использования транспорта перевозчиков, снижая простои и холостые пробеги. Если раньше Вы везли груз из, скажем, Самары в Уфу, то предсказать, что и куда Вы повезёте из Уфы (да и повезёте ли вообще!) – было невозможно. Теперь, если вы получили заказ из той же Самары в Уфу через iCanDleiver, система будет знать, куда Вы едете, когда будете в конечной точке, и подберёт Вам следующий заказ либо обратно, либо в третье место, чтобы Вы не простаивали и не ехали в холостую.
В-третьих, если раньше, после «закрытия» заказа, Вам необходимо было готовить и отправлять кучу документов для оплаты рейса, то теперь весь процесс документооборота оцифрован и максимально прост.
В дополнение к этим ответам не стоит забывать, что,оформляя загрузку через iCanDleiver, Вы получаете гарантию оплаты не позднее, чем через пять дней после выгрузки заказа, а перевозка уже застрахована в iCanDeliver.
Как говорится в старой песне: «А что же из этого следует?» Следствие очень простое – подключившись к iCanDeliver, Вы получаете возможность более эффективно использовать свой транспорт. Соответственно – больше зарабатывать.
Последний вопрос, который у Вас может возникнуть: «Ну и как все это осуществить?» На самом деле, очень просто. Достаточно скачать приложение iCanDeliver на телефон или планшет и пройти регистрацию. Существует несколько уровней регистрации: самая простая и самая быстрая позволит Вам видеть доступные заказы, но не забирать. Чтобы получить эту возможность, нужно пройти детальную регистрацию, что ненамного дольше, но требует предоставления определенных документов. После прохождения детальной регистрации и одобрения службой безопасности, Вы получите доступ к полному функционалу iCanDeliver, и те перемены, которые для многих только грядут, для Вас станут реальностью.