Новости
<<<Назад
Тяжёлые дела: весогабаритный контроль будут приводить во вменяемый вид

Вместо вступления.

В разных лагерях организаторов различных протестных акций, намеченных на весну, в той или иной форме проскакивают лозунги относительно «протестов против беспредела весового контроля». Наверное, это можно считать «гласом народа». Но вот в данной ситуации, как мне представляется, «глас» этот – от слова «голосить». Без обид. Помахать флагами, повозмущаться, выкатить очередные претензии – и чё? Дальше-то чего? Отметить, что проявили «гражданскую позицию»? Ну, тоже вариант… Каждый, так сказать, по мере сил. Возможностей. Знаний.

Именно поэтому считаю необходимым показать на живых примерах, что и как делает «Дальнобойщик» по теме весогабаритного контроля.

Официально

27 февраля при поддержке Минтранса России прошло первое заседание рабочих групп по вопросам внедрения автоматизированной системы весогабаритного контроля в автомобильных грузоперевозках. Транспорт и логистика » Автомобильный транспорт 02.03.2017 в 08:41 | INFOLine, ИА (по материалам Министерства транспорта) | Advis.ru

На встрече был обсужден регламент работы трех групп, в рамках которых будут рассматриваться различные аспекты функционирования системы автоматизированного весогабаритного контроля движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. Внедрение системы автоматизированного весогабаритного контроля запланировано на конец 2020 г. К этому сроку на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения появятся 387 пунктов весогабаритного контроля транспортных средств. Они будут оснащены автоматическими средствами фото- и видеосъемки и позволят взвешивать автомобили на дорогах без снижения скорости их движения.

В состав рабочих групп вошли представители Минтранса, Росавтодора, РОСДОРНИИ, ассоциации "РАДОР", перевозчиков и грузоотправителей.

Первая рабочая группа сосредоточится на подготовке предложений по внесению изменений в правовые акты, которые регулируют движение указанных транспортных средств по российским дорогам.

В рамках второй группы будет обсуждаться концепция функционирования новой системы, включая порядок выдачи разрешений на движение подпадающих под ее контроль транспортных средств.

Третья группа будет прорабатывать вопросы создания информационного портала и системы электронного документооборота, необходимой для функционирования системы весогабаритного контроля.

Кроме того, каждая группа будет собирать инициативы отрасли по своей тематике и вырабатывать на их основе согласованные рекомендации для Министерства транспорта. Ожидается, что первые конкретные результаты работы групп могут появиться к концу 2017 года.

Источник: http://www.advis.ru/php/view_news.php?id=21F08D47-C909-BD46-B77A-CEED68B5A4FB

Информация сухая, сжатая, и (не без того ;-) ) поданная в той тональности, которая соответствует позиции Минтранса. На самом деле всё обстоит несколько иначе…

Началом конкретной работы в этом направлении можно считать декабрь прошлого года. На рабочей группе при Федеральном дорожном агентстве по «Платону» по неоднократным предложениям автоперевозчиков, и «Дальнобойщика» в частности, было принято решение о создании отдельного органа по приведению всей системы весогабаритного контроля в божеский вид. Устаревшая нормативная база, нестыковки и противоречия в законах, приказах, распоряжениях, необходимость корректировки КоАПа, ППГ, Устава автомобильного транспорта – это и есть тот негативный фон, который выливается в пресловутый «весовой беспредел». А в целом – в  неэффективность системы весогабаритного контроля как таковой. Ну, естественно, чем больше бардака, тем больше возможностей у чиновников, сотрудников контрольно-надзорных и разрешительных органов к вымогательству взяток. Чем неэффективнее система контроля – тем толще их карманы. А дороги продолжают гробиться...

В феврале рабочие группы по весогабариту были сформированы.  Курирует это направление первый зам. министра транспорта Дитрих Е.И. Первые заседания назначены на 6 марта. Пристрелочные. На который, в сущности, мы определим основные приоритеты и направления «бумажной» работы.

Общая картинка есть. Но, увы, когда я просмотрел минтрансовские наброски к планам работы (ссылка скачать документ ), в очередной раз убедился, что даже сами автоперевозчики, что называется, за деревьями леса не видят.  Из нескольких десятков вопросов, предложенных к обсуждению,  например, питерским «ГрузАвтоТрансом (господин Матягин)   как минимум треть демонстрирует некомпетентность/слабое знание законодательства. В общении с минтрансовскими «зубрами» и «зубрятами» от бюрократии это непозволительно. Не менее значительная часть вопросов – ну, из наивной категории «за всё хорошее против всего плохого».

К счастью, разговор на встрече 27 февраля получился более чем конкретный. «Дальнобойщик», входящий в первую и вторую рабочие группы, нашёл поддержку и понимание у коллег, когда чётко обозначил приоритеты: мы не должны завязнуть в мелочах и деталях. Решаем фундаментальные, стратегические вопросы, касающиеся реального изменения и приведения в порядок нормативной базы. Будут решены они – бОльшая часть проблем и проблемок снимется автоматом.

Например.

....Собственно, что такое в нашем понимании профилактика и недопущение перегрузов, пробоев оси.

Допускаю, что присутствующие здесь коллеги в силу различных причин подзабыли, а некоторые, возможно, и не представляют сам механизм и алгоритм действий, приводящий к превышению нормативных нагрузок.

Автоперевозчик получает заявку на рейс, подаёт транспортное средство в указанное время к указанному месту. В наиболее распространённых случаях так называемых общегражданских перевозок – ТПН, продукты, бытовая техника, отделочные материалы и т.п. водитель подгоняет автопоезд к терминалу, открывает ворота… Всё остальное происходит в его отсутствие – загрузили, опломбировали, выдали на руки документы – вперёд. На ряде складов, терминалов водителю категорически запрещено даже внутрь входить. Максимум, что может сделать грамотный настойчивый автоперевозчик – в соответствие с правилами дорожного движения проконтролировать правильность размещения и крепления груза. Сколько весит груз? Теоретически, столько, сколько написано в транспортной накладной. Есть возможность проверить? Увы, нет.  Перегруз всплывает только на посту весового контроля.

Кто отвечает?

КоАП, п. 3.1. Статья 12.21.1. Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Полная масса – понятно. Тягач+полуприцеп – вес есть в документах, вес груза – задекларировал грузоотправитель. Все прозрачно: в транспортной накладной написано 20 тонн, по факту всплывает 24 тонны. Недостоверные сведения, у перевозчика есть возможность по суду перекинуть свои штрафы на грузоотправителя. Написано 24 тонны, есть подпись перевозчика – ну, уважаемый, сам всё видел, считал, решил проскочить – не вышло…

Но, уважаемые коллеги из ФДА утверждают и подтверждают: максимальный ущерб дорожному покрытию приносит не перегруз по полной массе, а именно превышение осевых нагрузок. И это справедливо. Вот только обязанность контролировать соблюдение осевых нагрузок не возложена ни на одну из сторон перевозки.

 

                                   ППГ. I V. Определение массы груза, опломбирование транспортных средств и контейнеро

53. При перевозке груза в таре или упаковке, а также штучных грузов их масса определяется грузоотправителем с указанием в транспортной накладной количества грузовых мест, массы нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеров (высота, ширина и длина) в метрах, объема грузовых мест в кубических метрах.                       

55. Запись в транспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения, осуществляется грузоотправителем, если иное не      установлено договором перевозки груза.

В этом контексте было бы так же логично  внести изменения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, вменив в обязанности грузоотправителя определение осевых нагрузок.

55. new. Запись в транспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения, запись об осевых нагрузках транспортного средства осуществляется грузоотправителем (фрахтователем), если иное не установлено договором перевозки груза.

Оговорка «если иное не установлено» - это к вопросу, который поднимался на первой нашей встрече: об изменениях в техрегламенте – оснащение ТС датчиками нагрузок на ось. Уже сейчас многие марки и модели  автопоездов трёх- пяти-  (а ряд моделей и семилетнего)  возраста оснащены такой опцией. Дают возможность произвести предварительный контроль. Не допустить перегруза. Выполнить ту самую профилактическую функцию, о которой мы говорим…

То есть, грузоотправитель на стадии оформления заявки, подписания договора перевозки оговаривает – транспортное средство должно быть оборудовано такими датчиками. Всё, вопрос снимается. Если это обязательное условие – ещё один довод в пользу обновления автопарка…

Во всех других случаях ( а «пожилых» машин у нас достаточно много) грузоотправитель либо оборудует склад, терминал мобильным весовым комплексом (его стоимость сопоставима, о то и меньше размеров штрафа), либо осуществляет загрузку транспортного средства, полуприцепа по специальной схеме погрузки. Ничего запредельно сложного в этой процедуре нет: лично я пользовался такими схемами при погрузке паллет, поддонов ещё в конце 90-х. Машины уходили на Европу, весовой контроль у них был не в пример нашему, и мы с водителями достаточно точно рассчитали конфигурацию расстановки поддонов. И вполне успешно многие годы пользовались такими схемами, зная вес наших поддонов…

Понятно, что полностью избежать всех проблем едва ли получится: машины грузят не только на современных логистических терминалах. При отдельных видах перевозок, например, контейнеры, таможенные перевозки, исправить выявленный перегруз из-за, например, неравномерного распределения груза в опломбированном контейнере, практически невозможно.

Но, тем не менее, в моём понимании, предложенные меры - это и есть меры системного характера, существенно снижающие риск «пробоя оси», перегруза, колейности на продавленных автодорогах.

Причём меры не карательного характера, а именно профилактические. Не обременяющие, кстати, государство никакими лишними затратами. В конце-концов, значительная часть автоперевозок – это перевозки от крупных, системообразующих отправителей – порты, оптовые склады, региональные распределительные центры, заводы, производствепнные предприятия. Будет наведён порядок там – подтянутся, неизбежно подтянутся со временем и остальные.

 

Вторая рабочая группа, которая по автоматизированному взвешиванию. Здесь наш главный и единственный тезис один. Автоматизированные комплексы, работая по предлагаемому (и проталкиваемому) Минтрансом алгоритму – проехал, чё там и как – непонятно – через месяц пришёл штраф, - нарушают конституционные права неограниченного круга лиц. Лишают автоперевозчика конституционного права защиты своих интересов в суде. Учитывая более чем серьёзные погрешности электронного оборудования (разного типа тензодатчики), в зависимости от кучи изменяющихся условий (температура, влажность, ударные нагрузки и т.д. и т.п.), автоматизированные комплексы должны выполнять функции преселекции, то есть ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНРОЛЯ транспортных средств. Условно говоря, проехала фура, ось пробило – у оператора красная лампочка загорелась – пожалте на контрольные весы. Только так и никак иначе…

По третьей группе, которая «электронный документооборот», электронная накладная, спецразрешение, и разработка разнообразных виртуально-компьютерных приблуд для далёкого будущего,  внятной информации пока практически нет. Однако, учитывая списочный состав её участников, могу предположить, что речь, в первую очередь, будет идти о выбивании каких-либо реальных  траншей / бонусов / бюджетного финансирования  под виртуальные проекты. Хотя, возможно, и ошибаюсь… ;-)

 

Полномочия рабочих групп, насколько могу судить, на сегодняшний день достаточные:

  1. Полномочия рабочей подгруппы № 1
  2. Рабочая группа № 1 осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.
  3. В рамках осуществления своей деятельности рабочая подгруппа № 1 имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от структурных подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций;

2) приглашать на свои заседания представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.

 

Материалы, протоколы, обсуждения будут выкладываться по мере поступления. Бысто это не произойдет – планы работы расписаны по осень нынешнего года…

 

 

 

 

 

 

Архив статей
Форум "Дальнобойщик"
Ассоциация "Дальнобойщик"
Форум Ассоциации "Дальнобойщик"
Дальнобойщик Медиа-Групп
Обратная связь