Специальный чип, внедрённый в покрышку на стадии производства, будет не только хранить информацию о самой шине, но и собирать данные о её жизненном цикле.
Идентификация шины
Шинный комплекс «Татнефть» разрабатывает проект по оснащению цельнометаллокордных (ЦМК) шин КАМА микродатчиками. Для этого будет использоваться чип типа RFID (Radio Frequency IDentification - радиочастотная идентификация). Датчик, согласно проекту, внедряется в боковину шины ещё на этапе сборки и в дальнейшем собирает, хранит и передаёт всю информацию о пройденном шиной пути – и в прямом, и в переносном смысле. Изначально в памяти чипа (объёмом 520 бит) будет храниться сугубо информационные данные: кем, когда, из каких материалов и по какой схеме изготовлена покрышка, а также её типоразмер и другие «паспортные» данные. По мере изготовления, хранения, транспортировки, продажи и использования покрышки датчик будет фиксировать все основные этапы, вплоть до утилизации или вторичной переработки шины. Кроме того, данные могут быть дополнены по желанию клиента, достаточно иметь специальные устройства.
ЦМК шина КАМА Источник: Пресс-служба ПАО «Татнефть»
Сбор и обработка информации с датчика будет происходить через специальную облачную систему. Главные же преимущества чипированных покрышек смогут оценить владельцы автопарков грузового транспорта: с помощью внедрённых в шины датчиков можно будет контролировать каждый въезд-выезд транспорта, пробег, степень износа покрышки и фиксировать любые ремонтные работы или иные действия по обслуживанию.
Первые образцы ЦМК шин КАМА, оборудованные высокотемпературной пассивной RFID меткой, уже сошли с конвейера и показали рабочий диапазон частот в 860-960 МГц. Прототип «умной» покрышки производитель также представил летом 2017 года на Нефтяном саммите в Татарстане, где с ней ознакомился президент республики Рустам Минниханов. Сам шинный комплекс «Татнефть» планирует через реализацию этого проекта сделать шаг в сторону внедрения современных информационных технологий в шинное производство.
Контроль и порядок
Серийное производство ЦМК шин КАМА с встроенным датчиком производитель планирует наладить уже в обозримом будущем. Для поставки самих микрочипов уже заключён контракт с крупным китайским производителем Mesnac. Датчики будут адаптированы к европейским требованиям и условиям работы.
Облачные хранилища данных, используемые в системе, будут доступны через специальные мобильные приложения. По заверениям разработчиков, интерфейс системы будет открытым, что позволит интегрировать её с информационными системами клиентов, такими как «Система управления автопарком» и т.д.
Наличие микрочипа никак не скажется на стоимости самих покрышек или их обслуживании, обещает «Татнефть». RFID-датчики в этом смысле совершенно автономны – они не требуют специальной подзарядки или батарей, а работают за счёт электромагнитных волн от передачи данных. При этом они обладают большим сроком службы и обещают «пережить» даже саму покрышку, в которую вмонтированы.
Впрочем, совсем без дополнительных расходов не обойтись, но они коснутся исключительно покупки специального оборудования для получения доступа к данным и возможностям их дополнения. Ручные считывали могут быть переданы в распоряжение обслуживающему персоналу автопарка. Благодаря ручному считывателю механик клиента может уточнить или отредактировать информацию, содержащуюся в памяти чипа, в ходе любой плановой или внеплановой технической проверки, в том числе и во время регулярного ежедневного осмотра.
Стационарные считыватели в виде рамок устанавливаются на въезде на территорию парка. Последний вариант особенно распространён в европейских странах и позволяет полностью контролировать передвижение транспорта, его пробег, а также состояние покрышек на каждой конкретной машине. Специальные антенны на въезде в автопарк способны фиксировать информацию уже с расстояния в 10 метров со скоростью до 100 считываний в секунду. На сегодняшний день производитель ЦМК шин КАМА уже ведёт переговоры с российскими компаниями, заинтересованными в подобной системе и желающими внедрить её в собственных автопарках.
Преимущества цифрового чипа
Окупаемость затрат на считывающие устройства, уверен производитель, произойдёт за счёт преимуществ системы «умная шина» для автопарка и связанного с ним бизнеса.
Внедрение системы позволит:
- снизить аварийность за счёт регулярного мониторинга состояния покрышек;
- повысить качество и прозрачность сервиса;
- оперативно обмениваться данными с производителем ЦМК шин КАМА на предмет того, как скоро и быстро необходим ремонт, замена или восстановление шин;
- повышение гибкости в вопросах сроков технических работ и, как следствие, снижение сроков простоя транспорта по причине износа или повреждения покрышек.
- всегда иметь доступ к производственной информации шины. При сходе с конвейера микрочип по своему содержанию является информационным дубляжом для маркировки шины и штрих-кода. Однако в отличие от физически нанесённой на шину информации, микрочип не истирается со временем и доступен для считывания. Для ЦМК шин КАМА это особенно актуально, поскольку грузовой транспорт нередко оснащён парными колёсами, и шины попросту закрывают маркировку соседней шины.
- снизить риск хищения или нелегальной торговли шинами, поскольку содержащаяся на чипе информация позволяет определить точное количество вывозимых с предприятия или склада покрышек.
Перспективы и значение
Для «Татнефти» реализация проекта «умная шина» имеет и по-настоящему стратегическое значение. Разработка ведётся в рамках концепции «Индустрия 4.0», предполагающей в ближайшем будущем внедрение цифровых технологий в производство на всех его этапах, от «умных» продуктов до «умных» заводов с передовыми интеллектуальными системами.
Перспективы для развития системы «умная шина» существуют и в контексте общегосударственной программы по повышению безопасности транспортных средств и дорожного движения в целом. Внедрение цифровых технологий и средств идентификации на транспортные средства широко обсуждалась в правительстве в 2016 году, когда была озвучена инициатива по оснащению всего нового транспорта с 2020 года «бортовыми самописцами» по аналогии с авиатранспортом. По задумке инициаторов проекта, «чёрные ящики» автомобилей должны будут передавать информацию о движении транспорта через систему ГЛОНАСС. Не исключено, что требования быть «умными» со временем коснутся и автопокрышек, что делает разработку «Татнефти» определённым шагом на опережение.
Обсудить на форуме