На март намечено проведение всероссийской конференции ассоциации «Дальнобойщик». Предварительная повестка: «Автоперевозки. Малый и средний бизнес в условиях кризиса: условия выживания». Предполагается обсудить три блока вопросов. Профессиональная деятельность, экономика автоперевозок. Из него так или иначе вытекает необходимость обозначить политическую позицию объединения. Третий блок – организационные вопросы деятельности ассоциации.
В конце января, в рамках формирования повестки дня конференции, состоялась рабочая встреча представителей ассоциации «Дальнобойщик» с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н.Шохиным. На встрече присутствовали исполнительный вице-президент РСПП, руководитель управления по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями В.М.Черепов, вице-президент Российского автотранспортного союза (РАС) В.И.Алексеев.
Интересы автотранспортников в РСПП представляют такие объединения, как АСМАП (Ассоциация международных автоперевозчиков), и РАС. Однако проблемные вопросы автоперевозчиков-международников и членов РАС (основное направление – пассажирские перевозки автомобильным транспортом, крупные транспортные компании) существенно отличаются от проблем субъектов малого и среднего бизнеса, занятых грузовыми автоперевозками на внутрироссийских маршрутах.
Встреча началась (и это вполне естественно) с обсуждения темы «Платона». А.Н.Шохин рассказал о том, что РСПП ещё в мае прошлого года высказал свою однозначную позицию относительно моратория на налоговые сборы и квазиналоги для бизнеса в период кризиса. Предложения РСПП касались 73-х налоговых и неналоговых сборов, в том числе и платёж «за возмещение вреда дорожному покрытию». Однако правительство осталось на своей позиции – «Платон» запускать в любом случае.
Позиция РАС, как стало понятно из слов В.И.Алексеева, заключалась в том, что, поскольку РАС изначально знал о неизбежности запуска «Платона», необходимо было уже в процессе работы «доводить систему до удобоваримого вида». Крупные автотранспортные компании, автотранспорт товаропроизводящих и торгующих предприятий и холдингов был нацелен на перенос финансовой нагрузки из-за нового квазиналога в себестоимость продукции, в цену перевозимого и продаваемого товара.
Представители ассоциации «Дальнобойщик» в очередной раз с цифрами и фактами подтвердили, что «Платон» является самым неэффективным и непрозрачным вариантом пополнения дорожных фондов. Ущерб для малого и среднего бизнеса, как и для экономики в целом, кратно превышает возможные выгоды «узкого круга лиц». Противостояние «Платону» в любом случае продолжится, но подавляющая часть профессионального сообщества осознаёт, что процесс этот кропотливый и длительный. Решить проблему в отрыве от фундаментальных вопросов, касающихся деятельности правительства, смены экономического и общественно-политического вектора развития страны, увы, невозможно. Именно этим обусловлена необходимость участия общественных объединений в любых формах общественно-политической деятельности.
Вместе с тем ассоциация «Дальнобойщик» предложила к рассмотрению ряд конкретных практических шагов, способных в той или иной степени нормализовать обстановку в отрасли, снизить последствия кризиса для автоперевозчиков, представляющих малый и средний бизнес. Безусловно, все эти предложения будут рассматриваться на конференции, и формулироваться как требования профессионального сообщества к законодательной и исполнительной власти. С нашей точки зрения, было бы правильным предварительно согласовать и заручиться поддержкой РСПП в решении наиболее важных и актуальных вопросов, касающихся налоговой политики, бухгалтерского учёта, жёсткого исполнения требований «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», профессиональной подготовки, безопасности движения, создания сбалансированного режима труда и отдыха для работников автомобильного транспорта при осуществлении межрегиональных перевозок.
Вниманию РСПП была предложена концепция функционирования и развития автодорожной отрасли, подготовленная «Дальнобойщиком» ещё несколько лет назад. Суть заключается в создании вдоль всей протяжённости федеральных трасс так называемых «территорий опережающего развития» с особым режимом налогообложения. Со стороны «Дальнобойщика» было отмечено, что существующие в Минтрансе и Росавтодоре подходы к эксплуатации, содержанию и ремонту автодорог в конечном итоге приводят к значительному снижению эффективности работы автомобильного транспорта, а в перспективе - к фрагментации единого экономического пространства РФ, снижению транзитного потенциала и другим негативным последствиям. В качестве примера были приведены многочисленные факты «разрыва» федеральных трасс участками автодорог регионального подчинения. Обсуждение концепции показало заинтересованность РСПП в продолжении работы по детальной проработке основных тезисов, с привлечением специалистов и экспертов профильных комитетов и комиссий РСПП.
Значительная часть времени была уделена участию профессиональных объединений, в том числе ассоциации «Дальнобойщик» в законо- и нормотворческой деятельности в части, касающейся регулирования работы автомобильного транспорта. Одна из форм – участие в процессе «оценки регулирующего воздействия» новых нормативных правовых актов и законопроектов, касающихся автоперевозок. «Дальнобойщик» привёл ряд положительных примеров из собственного взаимодействия с Минэкономразвития по ОРВ в прошлые годы, выразил уверенность, что возможность использовать авторитет и ресурсы РСПП поможет сделать такую работу более полезной и результативной для малого и среднего бизнеса в автоперевозках.
Вместо запланированных тридцати-сорока минут встреча продолжалась почти два часа, и создала серьёзный фундамент для дальнейших контактов между РСПП и ассоциацией «Дальнобойщик» по озвученным направлениям работы.