Общая информация о нововведениях Минтранса в части подготовки водителей прошла по многим центральным СМИ. Ну как прошла… Пообсуждали день-два, и отодвинули на задний план под напором других «информационных поводов». Нас такой вариант не очень устраивает: ведь речь идёт об очень серьёзных, фундаментальных изменениях в системе подготовки водителей. Даже не так. Речь идет о создании, по сути, новой системы. Никто не может предположить, во что всё это выльется, поэтому участие профессионального сообщества в обсуждении законопроекта – штука необходимая и обязательная.
Вот что писали СМИ в своих комментариях. Цитируем коротко и выборочно.
Минтранс подготовил поправки в закон «О безопасности дорожного движения», призванные повысить уровень подготовки водителей-профессионалов. Ради этой благой цели предлагается разделить водителей на любителей и профессионалов. Если для первых процесс обучения станет проще, то последним придется оплатить новый экзамен из своего кошелька.
В рамках реформы системы обучения водителей будут созданы курсы обучения «по общеразвивающим программам»: по окончании можно получить права не выше категорий C1 (грузовик массой до 7,5 т) или D1 (автобус, в котором не более 16 мест). Желающие получить «специальные категории» — C, D, Е (и их подкатегории для транспортировки прицепов) и работать по найму должны пройти специальное «профессиональное обучение» по соответствующим программам.
Тренинги для профессионалов — дальнобойщиков, таксистов — будут усилены курсами вождения «во внештатных ситуациях», «отработкой вождения прицепа, полуприцепа, сочлененного и двухэтажного автобуса». После успешной сдачи экзамена у водителей по найму появится отметка в правах, подтверждающая «профессиональную компетентность», так называемый международный код «95». Без нее не возьмут на работу. Квалификация будет действительна в течение пяти лет, затем понадобится пересдача. При этом все действующие на момент принятия закона права будут действительны без отметок.
«Безусловно, систему профессиональной подготовки водителей в нашей стране надо восстанавливать, — говорит координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. — Мы приветствуем расширение программ обучения молодых водителей коммерческой техники в автошколах. Но что делать тем, кто уже давно успешно работает? Сегодня у ведущих европейских производителей большегрузов есть свои обучающие курсы. В России также много курсов по повышению квалификации, в том числе для водителей грузовиков. Кроме этого на всех крупных транспортных предприятиях есть свои курсы. Поэтому будет логично, если водитель со стажем и опытом не будет сдавать новый экзамен, а только подтвердит свой уровень: знание матчасти, понимание динамики движения транспорта, документооборот».
— У профессионала должен быть выбор. А загонять всех в автошколы — это профанация здоровой идеи. Мы будем категорически возражать, если нововведения превратятся в банальное вышибание чиновниками денег у дальнобойщиков, — заявил Валерий Войтко.
«Мы считаем, что предложение Минтранса актуально, — отметил директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич. — Уровень подготовки у водителей-профессионалов должен быть значительно выше, чем у любителей. Но важно, чтобы эта программа не была оторвана от реальности и разрабатывалась совместно с экспертным сообществом. Наша компания, имея богатый опыт по подготовке водителей и собственные программы обучения, готова помочь Минобразования в подготовке этого документа».
«Хочешь работать в такси — изучай специальный блок»
СЕРГЕЙ ЛОБАРЕВ председатель правления «Гильдии автошкол»
В нынешних программах обучения водителей все смешано в кучу. Сейчас любителям зачем-то дают информацию о специализированном подвижном составе, оперативном учете работы водителей, их обучают актам, определяющим порядок перевоза грузов, и многим другим ненужным вещам. Все это не нужно.
Водителям-любителям следует упростить сдачу площадки и убрать два-три упражнения, например эстакаду — зачем она нужна, если большинство машин сейчас с автоматической коробкой передач? Вместо этого можно ввести полезное занятие — «мальтийский крест». Да и в принципе прохождение пяти упражнений на скорости три километра в час бессмысленно, лучше больше времени уделить езде по городу.
А водителям-профессионалам необходимо больше учиться теории и практике вождения, правилам перевозки и сохранности грузов, вопросам экологии, этики, особенностям перевозок, знанию городской инфраструктуры, психологии, конфликтологии и так далее. Хочешь работать в такси — изучай специальный тематический блок — такова международная практика.
«Идея может быть выхолощена и дискредитирована»
ВАЛЕРИЙ ВОЙТКО координатор ассоциации «Дальнобойщик»
К сожалению, значительную часть наших водителей-дальнобойщиков сложно назвать профессионалами. В России отсутствует полноценная система подготовки кадров, существуют лишь фрагментарные курсы. Автошкола дает поверхностную и очень приблизительную подготовку к дальнейшей работе.
Если разделить права на любительские и профессиональные, то проблему можно решить грамотным распределением часов обучения. Например, для «любителей» сократить преподавание информации о работе двигателя и тормозной системы — времена, когда водитель масляными руками лез под капот, уже прошли, сейчас все пользуются автосервисами. А вместо этого нужно добавить практические занятия: вождение, маневрирование, разгон, торможение, удержание автомобиля при заносе. Учитывать, что динамика грузового автомобиля, напрочь отличается от динамики легковушки. Также будущие дальнобойщики должны изучать требования по перевозке грузов, уметь работать с документацией и решать конфликтные ситуации с ГИБДД, с отправителем и получателем груза.
Я двумя руками за этот закон, но главное — чтобы при разработке программ обучения учли мнение перевозчиков. Я боюсь, что если все отдадут на откуп чиновникам Минтранса, то идея может быть выхолощена и дискредитирована.
............................................................................................
Полноценное обсуждение законопроекта пройдёт в профильных комитетах Госдумы, на экспертных советах с представителями профессионального сообщества, руководителями транспортных компаний, автошкол. Вопрос относится к компетенции нескольких министерств и ведомств: минтранс, министерство образования, министерство труда, МВД-ГИБДД.
Но уже сейчас хотелось бы сформулировать основные тезисы нашей позиции.
В части «первичной» подготовки водителей коммерческого транспорта всё вроде понятно: приходит пацан в автошколу учиться на «профи» - зачисляется на курс углубленной подготовки. Отдельный вопрос – содержание этого курса, методики преподавания и обучения, критерии оценки, наличие необходимой матчасти (ну, не на «стотридцатом» ЗИЛе учить современного водителя). Это всё, как можно предположить, будет решаться в течение двух лет от принятия поправок до вступления их в силу.
Однако законопроект не даёт никаких внятных пояснений, каким образом будет проходить подтверждение квалификации у уже работающих водителей. «Между строк» можно понять, что наиболее вероятный вариант – загонять всех в те же автошколы, и за деньги «продтверждать квалификацию». И именно этот вариант вызывает наибольшее неприятие практически у всех наших коллег, с которыми пришлось общаться на эту тему.
Рассмотрим всю цепочку: обучение, переобучение, повышение квалификации, переподготовка и т.д. и т.п.
Автошкола не выдает «профессиональные права». Автошкола даёт необходимые теоретические знания и практические навыки. С нуля и до определенного профессионального уровня. Оценку знаниям дает государство (ГИБДД), принимая экзамен и выдавая государственный же документ – водительское удостоверение. Или не выдавая. Если знания и навыки ниже определённого предела. Все понятно и прозрачно…
Для уже работающего профессионального водителя такой подход не прокатывает. Как нам представляется, работающий водитель не должен проходить ОБУЧЕНИЕ. Тем более за деньги. Он должен ПОДТВЕРЖДАТЬ уже имеющуюся профессиональную компетенцию. Перед кем? Очевидно, перед государством. Откатать обязательную практическую программу, подтвердить уверенное владение транспортным средством (все эти «змейки», «ворота», «пандусы», аварийное торможение, заносы и пр.) Сдать «теорию» - в форме тех же карточек с заданиями. Содержание заданий – опять же, предмет отдельного разговора. Там должно быть ВСЁ. От правил дорожного движения, правил перевозки грузов, КоАП, путевой и товаросопроводительной документации, и до крепления груза и вопросов оказания первой медпомощи. Цена вопроса – только и исключительно ГОСПОШЛИНА за сдачу экзамена и выдачу нового «пластика» с открытыми категориями.
Не сдал, то есть не подтвердил необходимую профессиональную квалификацию – ну, да, через какое-то время возможна пересдача. Подучился, потренировался, перечитал законы – пробуй ещё…
И вот здесь именно то место, где «собака порылась». Где учиться, тренироваться, перелопачивать правила, кодексы, приказы и распоряжения для сдачи экзамена на «профессионализм»? Только ли в аккредитованных автошкола? Хм. Не уверен.
На практике человек может освоить многие вещи самостоятельно. Без отрыва, так сказать, от производства. Может так же самостоятельно или по направлению работодателя пройти углубленные специализированные курсы, которые действуют практически у всех производителей коммерческой техники. «Вольвовские», «мановские», «камазовские» - они уже давно есть, число слушателей-выпускников идет на десятки тысяч. Конечно, этого мало, но не будем забывать: спрос рождает предложение. При необходимости увеличить количество мест обучения и количество потоков – не проблема. Есть АСМАПовские курсы для водителей-международников. Есть курсы для «опасников». Есть, в конце-концов, инструкторы по БДД на автопредприятиях и даже частные курсы всякого контраварийного/экономичного/безопасного вождения.
То есть не упирается процесс только в автошколы с безбожно задранными ценниками. Человек должен продемонстрировать тот уровень знаний и навыков, которые обозначило государство для водителя-профессионала. Как и где он эти знания и навыки получает – его дело. Уверен в своих силах – идет самостоятельно. Нет – выбирает устраивающий его вариант. Часть из таких вариантов перечислена в предыдущем абзаце… И автошколы-то не исключены… Право выбора – за самим человеком. Но это должно быть именно право выбора, а не принудиловка, нацеленная на вышибание денег.
Надо ли организовывать «пятилетнюю» пересдачу? На мой взгляд – надо. Причём в большей степени пересдача должна быть ориентирована не на «вождение», а на «теорию». Изменения в ПДД, в законах и нормативных документах, регламентирующих автоперевозки, например, только за последние пять-семь лет были масштабные и серьёзные. Но, увы, огромное количество наших шОферов, что называется, «ни ухом, ни рылом»… Как в ДОСААФе ещё листали ПДД, так и живут десятилетиями с тем, что отложилось в памяти… И только после очередного «косяка» или ЧП начинается – не знал, не слышал, «думал, что как раньше»…
В общем, для затравки, для начала обсуждения, думаю, достаточно… Тема в форуме открыта, так что – вэлком. Ждем Ваши предложения, соображения, дополнения и опровержения ;-) …