Коротко и тезисно о том, что происходит в рабочих группах. Основные моменты.
Плотина в Тольятти
На одном из предыдущих заседаний по поручению своих автоперевозчиков ассоциация «Дальнобойщик» озвучила конкретную проблему:
- Из-за ремонта тольяттинской плотины дорожники с начала марта перестали оформлять спецразрешения на перевозку тяжеловесных и/или негабаритных грузов по этому маршруту. Впереди – период весенних ограничений. Федералка фактически закрыта (ремонт, спецразрешения не оформляют), ограничения при объезде по региональным дорогам и другим маршрутам носят практически запретительный характер. Учитывая то, что перевозка негабарита и тяжеловесных грузов – это исключительно грузы промышленного, производственного назначения, вы, дорожники, вольно или невольно, делите страну на «до Волги» и «за Волгой». Оборудование, металлоконструкции, техника, комплектующие, готовая продукция промпроизводства – это не телевизоры, не товары народного потребления и не памперсы. Отказом от выдачи спецразрешений вы ставите под угрозу деятельность реального сектора экономики, режете экономические связи между предприятиями центральной части России, Поволжья, Урала, Сибири. С какой целью?
Информация стала неожиданностью для многих участников рабочей группы, в том числе чиновников Митранса и Росавтодора. Информация была принята к сведению.
Результат: через несколько дней в «Дальнобойщик» отзвонились автоперевозчики – спецразрешения снова начали оформлять…
-------------------------------------------------------------------------------------
«Разрывы» федеральных трасс
Продолжением темы о невозможности осуществлять перевозки по некоторым маршрутам из-за «разрывов федеральных автодорог, стало обсуждение проблемы единообразных осевых нагрузок на различных участках стыковок федеральных и региональных автодорог.
Из протокола заседания:
Войтко: Необходимо конкретизировать такую вещь, как «разрывы» в федеральных автодорогах. По карте – прямой проезд через крупный город. По факту – там региональная или муниципальная дорога со сниженной осевой нагрузкой. Без нарушения и соответственно штрафов проехать к месту загрузки/выгрузки невозможно.
Алексеев: Подъезды к портам, терминалам, складам – нагрузка должна быть такой же, как на федеральной трассе
Войтко: Мы понимаем, что речь не должна идти, например, о передаче участков дорог из региональной собственности в федеральную, или о «выравнивании» осевых наргузок по всей сети региональных, муниципальных дорог. Нереально. Но обеспечить беспрепятственный проезд с федеральной дороги к системообразующим объектам – необходимо…
Соболев: Просить Минтранс при разработке целевых программ поручать субъектам, получающим федеральные деньги на развитие инфраструктуры, доводить, скажем, по весовым нагрузкам указанные участки автодорог, до весовых нагрузок федеральных автодорог. Но для этого необходимо иметь информацию хотя бы об основных, наиболее загруженных и востребованных маршрутах.
Войтко: Автоперевозчики берут на себя обязательства по систематизации таких участков, составление реестра.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Весовой контроль: как учитывать «ленивец»
Федоткина («Дикси Юг»): В ППГ указаны неоднозначные понятия и нормы для применения к одним и тем же конструктивным элементам подвески транспортных средств. Указаны сдвоенные и строенные оси, с распределением нагрузки либо суммарно, либо с распределением «на тележку». У нас проблемы возникают на ТС с использованием так называемого «ленивца», штрафы достигают десятков, сотен тысяч рублей. Есть разъяснения Минтранса, разъяснения компаний-производителей грузовой техники, но они не устраняют двоякого толкования норм.
Алексеев (РАС): При определении осевых нагрузок контролирующими органами применяется третий пункт вместо четвёртого. Это явная ошибка в формулировках приложения к ППГ. Грузовик не проходит никогда. Вопрос совершенно правильно поставлен. Решение – устранить третий пункт вообще. Чем проще формулировки – меньше лазеек… Если оставляем только четвёртый пункт – надо доказать Минтрансу, что негативного воздействия на автодороги не будет. Если оставляем только четвертый пункт, третий выполняется автоматически – поскольку оси соединены, нагрузка распределяется равномерно.
Есть предложение вообще уйти от термина «тележка» и оставить формулировку «группа сближенный осей». Снимаются все неоднозначные толкования.
Мерзликин (РосдорНИИ): Для дорожного покрытия нет никакой разницы, каким образом передаётся нагрузка – через тележку, или группу сближенный осей.
Решение: Подготовить предложения для Минтранса в части обоснования формулировки «группа сближенных осей», и исключения термина «тележка» при измерении осевых нагрузок ТС. Поручение РосДорНИИ – обоснование возможности и необходимости учёта допустимой погрешности/допусков при измерении межосевого расстояния.
К очередному заседанию подготовлен проект изменений, учитывающий предложения профессионального сообщества. Проект подготовлен Минтрансом как база. Обсуждение деталей и конкретных формулировок продолжается…
---------------------------------------------------------------------
Автоматизированный весовой контроль.
Проблем много, проблемы серьёзные.
Ассоциация «Дальнобойщик» предлагает включить в повестку дня заседания подгруппы вопрос о функционировании автоматизированных систем весогабаритного контроля (АСВГК).
К сожалению, вынуждены констатировать, что запуск в работу АСВГК сопровождается теми же проблемами, которые мы наблюдали при запуске система «Платон»: несовершенство нормативной базы, технические проблемы, конфликтные ситуации, рост социальной напряжённости.
Складывается впечатление, что Минтранс не в состоянии прогнозировать реальные последствия некоторых своих нововведений. Ряд таких нововведений негативно сказывается не только на работе автоперевозчиков, но и на работе предприятий-товаропроизводителей, торгующих организаций, промпроизводства, сельхозпроизводителей. Мы неоднократно наблюдали, что не до конца проработанные, не учитывающие в полной мере мнения профессионального сообщества решения Минтранса становились прямой причиной роста протестных акций. Исправление допущенных Минтрансом ошибок становилось возможным только после должной реакции на рост протестных настроений первых лиц государства: смещение сроков, снижение величины штрафов, корректировка тарифов и т.д.
Считаем необходимым первоочередное внимание уделить предложениям, касающимся функционирования автоматизированных комплексов весогабаритного контроля. Повторяется ситуация с введением системы «Платон», когда запускалась система, не доведённая до рабочего состояния, как с точки зрения правового, так и технического обеспечения.
Причём, аргументы Минтранса о якобы «недобросовестных перевозчиках, которые противятся наведению порядка», в этом случае не соответствуют действительности. По нашей статистике, от несовершенства работы АСВГК в бОльшей степени страдают именно легальные автоперевозчики, крупные, системообразующие автотранспортные предприятия.
Мы с полным основанием можем констатировать, что идеология «автоматизации весов и штрафов» заточена не на профилактику и недопущение выхода на автодороги транспортных средств с превышением весогабаритных параметров, а исключительно на сбор штрафов с владельцев коммерческого транспорта («автоматические» штрафы без возможности увидеть акт взвешивания, отсутствие информации о нарушении при прохождении АСВГК).
На каждом заседании рабочих подгрупп регулярно озвучивается информация о системных проблемах/недостатках АСВГК. Крайне неконструктивной выглядит позиция представителей, например, «Росдормониторинга», заявляющих: «…Ранее вас всех [автоперевозчиков] не устраивал «человеческий фактор» (инспекторы, взятки). Мы убираем «человеческий фактор», но вас уже не устраивают автоматические комплексы». Это не так. Нас, автоперевозчиков, не устраивают как взятки, которые вымогаются на постах весового контроля, так и функционирование явно недоработанной системы, лишающей автоперевозчика полноценного права на судебную защиту своих интересов. Отказ от преселекции в работе АСВГК, отсутствие «обратной связи» с системой, по большому счёту, дискредитирует саму идею автоматизированного контроля.
Считаем, что полномасштабный запуск АСВГК возможен только после анализа всей цепочки причинно-следственных связей, приводящих в выходу на трассы автотранспорта с превышением весогабаритных параметов, и принятия необходимых решений, направленных на устранение причин, на профилактику несанкционированного «перегруза».
Полагаем, что комплекс мер должен начинаться, как минимум, с
- совершенствования/корректировки законодательной базы, чётко фиксирующей ответственность субъектов (сторон договора перевозки грузов автомобильным транспортом) за соблюдение осевых нагрузок (ППГ, Устав)
- разработки системы (правовые и технические вопросы) предварительного контроля/предварительной информации о весовых параметрах транспортного средства после загрузки
- наличия сети так называемых «независимых весовых» + возможности оформления «единого сертификата взвешивания»
- формирование системы «обратной связи» в режиме реального времени (информирование водителя при прохождении АСВГК о выявленных нарушениях, информация для владельца транспортного средства/руководителя автотранспортного предприятия о фактах нарушений).
Часть предложений пересекается с задачами как 1-й, так и 3-й подгруппы.
Поэтому предлагаю внести поднятый вопрос в повестку дня заседания и обозначить сроки и формы обсуждения и реализации принятых на рабочей группы решений.
--------------------------------------------------------------------------------------
В ближайшее время будут опубликованы материалы по штрафстоянкам, весенним ограничениям, корректировке ППГ в плане чёткого разделения и оформления ответственности за соблюдение осевых нагрузок при загрузке транспортного средства.