Россия – огромная страна, расположенная сразу в нескольких климатических зонах. Об этом следует помнить во время путешествий и загодя готовиться к поездке в северные регионы. Речь не только о теплой одежде. В прошлом году на Ямале почти 40 большегрузных автомобилей встали на трассе – подвело топливо. Из-за резкого похолодания и некачественной солярки двигатели машин замерзли. Чтобы согреться, водителям пришлось жечь шины, а чиновникам – срочно принимать меры по спасению дальнобойщиков. Как избежать такой ситуации?
Дизельное топливо – экономичная альтернатива бензину. Получаемый из керосино-газойлевых фракций нефти продукт обладает лишь одним недостатком: он крайне чувствителен к понижению температуры. Все дело в парафинах – при похолодании они кристаллизуются, а затем слипаются в комки и мешают топливу преодолевать топливный фильтр.
Производство ДТ на территории России регламентирует ГОСТ 305-82, в соответствии с ним все топливо делится на три вида: летнее, межсезонное и зимнее. Последнее дороже: чтобы продукт не замерзал, в нем снижают уровень парафинов и увеличивают содержание керосина. Процесс депарафинизации может происходить двумя путями. Более качественный результат обеспечивает перегонка при высоких температурах – тогда парафины выпариваются из продукта. Но это требует серьезных вложений в оборудование, поэтому такие агрегаты есть, как правило, только на НПЗ вертикально интегрированных нефтяных компаний. Более дешевый способ – использовать специальные присадки, мешающие парафину слипаться в комки.
На территории РФ в розничной продаже может реализовываться только топливо стандарта Евро-5. Топливо делится на четыре вида:
- Летнее топливо. Представлено сортами A, B, C или «Л». Предельная температура фильтруемости: − 5°С.
- Межсезонное топливо. Представлено сортами D, E, F или «Е». Предельная температура фильтруемости: − 15°С.
- Зимнее топливо. Представлено классами: 1, 2, 3 ,4 или сортом «З». Порог фильтруемости: − 35°С.
- Арктическое топливо. Представлено сортом «А». Порог фильтруемости: − 60°С.
По словам Леонида Багдасарова, кандидата технических наук, доцента кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, некачественное топливо прежде всего отличается высоким содержанием серы. Фальсификат – прямой путь к выходу двигателя из строя.
– Известны также случаи, когда по содержанию серы топливо укладывается в рамки ГОСТа, но при этом производители экономят на довольно дорогой депрессорной присадке, обеспечивающей незамерзание топлива. Как результат – двигатель с таким топливом может заглохнуть на морозе, – объясняет Багдасаров.
Теневой рынок, по оценкам специалистов, составляет от 10 до 30% всех продаж. Разливают такую “ноунеймовую” солярку на небольших нефтебазах, где соблюсти технологический регламент практически невозможно. Обычно это так называемое печное или судовое топливо, обогащенное присадками – акцизы на него не распространяются, поэтому оно дешевле. Дополнительно снизить качество могут неправильное хранение и транспортировка: если ДТ перевозят в грязной цистерне, например. Такое топливо могут даже продавать под видом “зимнего”, но выезжать на нем в мороз рискуют немногие.
– В зимний период мы отмечаем рост продаж дизельного топлива примерно на 30%, – говорит генеральный директор «Газпромнефть-Корпоративных продаж» Дмитрий Гузеев. – На наш взгляд, это косвенно свидетельствует об объемах теневых продаж ДТ: зимой даже те, кто летом пользовался услугами “серых” поставщиков, переходят на проверенные марки, не желая рисковать.
Сроки перехода с летнего дизеля на зимний определяет Технический регламент Таможенного союза 013/2011. Документ устанавливает все температурные и климатические зоны, при которых применяется те или иные нефтепродукты.
– Наша компания принципиально работает по техническому регламенту, определяющему четкие сроки начала и завершения реализации зимнего дизеля во всех регионах, − отмечает Гузеев. – При этом наше новое зимнее дизельное топливо обладает дополнительными морозоустойчивыми характеристиками. Кроме того, на ряде наших АЗС можно приобрести как зимнее дизельное топливо, так и более дешевое межсезонное.Это позволяет водителю выбрать топливо исходя из того, в какой регион он едет, и маршрута.
На что стоит обращать внимание при покупке ДТ? Есть несколько ключевых параметров – прежде всего, температура помутнения, температура замерзания и предельная температура фильтруемости. Ориентироваться нужно на последний: при этой температуре парафины уже начинают кристаллизоваться, и двигатель может замерзнуть.
Нужно смотреть и на содержание воды. Даже в самом качественном дизельном топливе она присутствует – в силу технологических особенностей производства. Однако действующий технический регламент содержит требования к предельному ее содержанию в дизельном топливе: не более 200 мг на килограмм (ppm). Правда, реальное содержание может отличаться от паспортного: дизель впитывает воду как губка, даже из атмосферы. Поэтому в дождливую погоду при негерметичности бензовоза топливо может испортиться. Именно поэтому ВИНКи очень щепетильны в части обеспечения надлежащей технологии перевалки нефтепродуктов. “Газпром нефть”, например, в своих внутренних регламентах прописывает предельно допустимое содержание воды в дизеле в 50 мг на килограмм (ppm). Это создает дополнительный запас качества на случай непредвиденных ситуаций.
– Мы всегда призываем водителей обязательно открывать паспорт топлива, он должен быть на заправке – если его нет, это уже криминал – и смотреть показатели, – говорит руководитель ООО “ПКФ Перспектива” Дмитрий Кропачев. – Экономить в данном случае себе дороже – все помнят, как несколько лет назад на Ямале водитель замерз насмерть. Морозы могут ударить быстро и непредсказуемо. Поэтому мы от греха подальше стараемся заправляться на брендовых заправках.
Обычно транспортники стараются ориентироваться на прогноз погоды, но и тут есть нюансы. Например, в начале зимы в ряде северных регионов устанавливают переправы, и пару недель навигация уже не работает, а зимника еще нет. За это время температура может значительно понизиться, и если водитель на это не рассчитывал, ему придется туго.
Чтобы избежать такого развития событий, вертикально интегрированные нефтяные компании предлагают сразу несколько видов ДТ на одной заправке.
– Мы контролируем качество топлива от завода до бака клиента. Каждая партия топлива проходит несколько этапов лабораторных исследований и получает паспорт качества. Все перевозки отслеживаем через систему “ГЛОНАСС”. К партнерам мы тоже требовательны: не менее раза в месяц у каждого из них – а их с учетом СНГ порядка 1300 – проходит контрольная закупка. Также обязательно отслеживаем отзывы водителей. Если какая-то из АЗС не выдерживает стандарты качества – без сожаления расстаемся, – говорит Дмитрий Гузеев.
В ближайшее время участники рынка ожидают введения оборотных штрафов за нарушения в области контроля качества нефтепродуктов. Это, по мнению экспертов, должно оздоровить рынок. Пока же стоит выбирать заправки с проверенной репутацией, и ни в коем случае не рисковать здоровьем своего автомобиля.