Дефицит водителей уже привел к кризису в транспортной отрасли Украины. Над Россией и Белоруссией также сгущаются тучи – об этом сообщает логистический портал Trans.info. Водители постсоветских стран стремительно стареют, а молодежь в профессию не идёт. И даже если молодой человек всё-таки получает необходимые для управления грузовиком или автобусом права, то часто лишь для того, чтобы попытать счастья на Западе.
Главный поставщик иностранных водителей в Европе – Польша. В 2013 году польская дорожная инспекция выдала 5 тыс. сертификатов приезжим водителям, в 2014 году – 9 тыс., в 2015 – 20 тыс., в 2016 – 41 тыс., в 2018 – более 65 тыс. Несмотря на стремительный рост количества привлеченных водителей, их дефицит в Европе продолжает расти.
Но теперь угроза дефицита возникла и там, откуда эти водители приехали – в странах СНГ.
За длинным евро
В самой сложной ситуации сегодня оказалась Украина. Еще в 2017 году нехватка водителей там оценивалась в 120 тысяч человек. На Украине основной причиной дефицита кадров стал их массовый отток на Запад: в Польшу, Германию и страны Прибалтики.
Стоит отметить, что проблема эта характерна не только для транспортной отрасли. Эксперты утверждают: экономическая миграция может привести к значительному сокращению рабочей силы (до 30%) и населения (с 44,2 млн до 36,4 млн) в течении трех ближайших десятилетий.
В Беларуси положение не столь плачевно, однако и здесь дефицит водителей весьма ощутим. Сегодня в национальном реестре труда содержится 93 000 открытых вакансий. Более 4,5 тыс. из них – вакансии водителей грузовиков. Наиболее востребованы водители-международники и молодые специалисты по транспорту и экспедированию.
В первом квартале текущего года 2,2 тыс. человек покинули Беларусь, чтобы устроиться на работу за границей. Белорусы, обладающие водительскими удостоверениями, ищут счастья в Польше, Чехии и странах Прибалтики. Раньше они ездили и в Россию, но после введения санкций и ответного торгового эмбарго это направление потеряло популярность.
Виновата демография
Не хватает профессиональных шоферов и в России. Средний возраст водителя в России приблизился к 45 годам. При этом водителям в возрасте (от 50 лет) найти работу совсем непросто. Перевозчики неохотно нанимают таких сотрудников, опасаясь рисков, связанных с их здоровьем.
Сокращается количество молодежи, получающей права на управление коммерческим транспортом. Если в 2016 году права категории С получило 124,6 тыс. человек, то в 2017 – 106,4 тыс.
Президент ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко уверен: нехватка профессиональных водителей в РФ вызвана, в первую очередь, демографической ситуацией.
— Не хватает мужиков вообще, а не только водителей. В регионах, где выбор профессий не особо богат, кое-как еще справляются, там есть молодежь. А вот в европейской части России, в больших городах желающих идти на работу в транспортные компании все меньше и меньше.
Именно этим, по мнению Валерия Войтко, обусловлено недавнее решение Минтруда о сокращении списка запрещенных для женщин профессий.
— Работа потеряла свой романтический ореол. Она тяжелая, нудная, однообразная. Очень мало желающих посвятить свою жизнь этому тяжкому, неблагодарному труду.
Российские водители, отмечает президент ассоциации «Дальнобойщик», уезжают на заработки не только в Европу - они отправляются в США, Канаду или Израиль. В целом же миграцию можно рассматривать как несущественный фактор, практически не повлиявший на количество водителей в России.
Мигранты не помогут
Европейские рекрутинговые агентства уже не надеются на Восточную Европу и всё чаще обращают внимание на страны дальнего зарубежья. В последнее время они активно привлекают персонал из азиатских стран - Индии, Индонезии, Филиппин, Непала и Бангладеша. На подготовку сотрудника, оформление документов и переезд уходит время - до 6 месяцев. Выходцев из Средней Азии везут быстрее, за 1-3 месяца.
И перевозчики, и логистические ассоциации Европы видят выход из сложившейся ситуации в найме работников из государств третьего мира. Удачным примером являются страны Прибалтики, успешно привлекающие водителей из Боснии и Герцеговины.
В России количество трудовых мигрантов из стран СНГ достаточно велико, однако дальнобойщиков среди них – единицы.
Сказывается не только недостаток квалификации, но и требования, предъявляемые к сотрудникам службами безопасности перевозчиков и грузоотправителей. Поэтому восполнить дефицит с помощью водителей из-за рубежа не выйдет.
— Простого решения у этой проблемы нет, – считает Валерий Войтко. – У нас есть разовые, эпизодические случаи, когда транспортные компании сами с нуля воспитывают молодых водителей. Но это не всегда эффективно, потому что очень часто перевозчик вкладывает деньги в обучение, готовит молодого парня, а затем его переманивает другая компания.
В прошлом году директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич посвятил доклад проблеме дефицита дальнобойщиков на одной из профильных конференций. Он отметил, что помочь повышению престижа и популярности профессии могла бы господдержка.
В частности, государство могло бы сделать обучение водителей категории Е бесплатным и рассмотреть возможность снижения для них пенсионного возраста.
Кроме того, Лашкевич предложил ввести профессиональный стандарт для водителей коммерческого транспорта.
С похожим предложением ранее выступал и Минтранс: ведомство разработало законопроект о разделении водителей на любителей и профессионалов - уровень подготовки последних предлагалось подтянуть. Но Минэкономразвития и другие министерства эту идею не одобрили: до Думы законопроект так и не добрался.
Что же касается перспектив, то радужными их не назовешь. По мнению Александра Лашкевича, дефицит водителей будет нарастать как минимум до 2030 года. Валерий Войтко и вовсе считает этот процесс необратимым.
— Поколение 45-50 своё дорабатывает. Что будет дальше? Перевозчики разводят руками, они даже не пытаются загадывать наперед, потому что вообще непонятно, что там будет, – рассуждает эксперт.