Новости
<<<Назад
Вместо трёх-четырёх "девайсов" - один. Возможно ли такое?

Минтранс РФ разработал проект постановления правительства, устанавливающего технические требования к электронным бортовым устройствам в системе сбора платы «Платон». Документ размещен на портале раскрытия проектов нормативно-­правовых актов и его публикация открывает этот рынок для независимых производителей IT­-оборудования, устанавливаемого на грузовые автомобили.

Согласно проекту постановления, дальнобойщики могут иметь единое бортовое устройство, которое обеспечивает информационное взаимодействие с системой «Платон», а также выполняет функции тахографа, аварийной сигнализации ЭРА­-ГЛОНАСС, навигатора и обладает дополнительным функционалом для водителя в кабине грузовика, «если это не ухудшает качество выполнения функций» по взаимодействию с «Платоном».

Таким образом, Минтранс выполняет поручение Президента РФ Владимира Путина, который в ходе большой пресс­конференции в конце прошлого года высказал мнение, что бортовое устройство для оплаты проезда по федеральным трассам и обязательный для использования дальнобойщиками тахограф (контролирует время труда и отдыха водителя) «могут быть объединены в одну коробочку».

В пояснительной информации к проекту соответствующего постановления правительства Минтранс указывает, что в настоящее время «количество бортовых устройств на транспортном средстве доходит до 6 штук», а принятие техтребований «позволит производителям навигационного оборудования предложить перевозчикам единое бортовое устройство».

Опрошенные Gudok.ru автоперевозчики подтверждают наличие проблемы чрезмерного количества устройств, отмечая, что в кабине порой не хватает мощности для обеспечения электропитания всех необходимых водителю внешних электронных приборов и передатчиков, в том числе обязательных для использования по законам РФ.

«Подключать некуда, в кабине запутаться можно в проводах, переходниках, разветвителях», ­– пояснил ситуацию Gudok.ru координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Он согласен, что 3-­5 девайсов вполне возможно объединить в одно многофункциональное устройство, но при этом оно должно иметь приемлемую стоимость для владельца коммерческого транспорта. Сейчас, по его данным, цена обязательного к использованию в работе водителя тахографа составляет от 30 тыс. руб. до 70 тыс. руб. в зависимости от типа устройства и региона его установки. По его мнению, единый прибор должен стоить не дороже 20 тыс. руб., поскольку это устройство «не сложнее фотоаппарата»...

«Не надо из нас делать идиотов. – говорит Валерий Войтко. – Серийные микросхемы и процессоры стоят копейки, как и пластмассовый корпус. Мы недавно приобретали фотоаппарат для работы. Функционал зашкаливает! Оптика даёт полноценное 30-­кратное увеличение. Карта памяти обеспечивает хранение многочасовых видеозаписей и тысячи фотоснимков, каждый из которых «весит» 3­-6 мегабайт. Модуль GPS гарантирует чёткую привязку к географическим координатам места съёмки, плюс географическая карта с детализацией до улицы, до дома в самом фотоаппарате. Не забываем о том, что и объектив с переменным фокусным расстоянием, линзы, затвор, встроенная фотовспышка – это высокоточные прецизионные оптические и механические устройства, которых нет в бортовых приборах... И всё это «чудо техники» обходится в 20­-25 тысяч рублей! Пардон, и это с учётом доставки из Юго-­Восточной Азии, с таможенным сбором, с наценками торгующих организаций! И на этом фоне нам рассказывают о безумной себестоимости простеньких блоков учёта пройденного расстояния и рабочего времени? Лучше бы рассказали, сколько в цене навязываемых автоперевозчикам приборах «откатных» и прочих коррупционных рублей!..»

Производители оборудования для грузовых машин считают, что выпускать многофункциональные устройства невыгодно. Генеральный директор ООО «Багратион» Михаил Бонь  пояснил Gudok.ru, что такие приборы будут, скорее всего, стоить больше, чем устройства, сделанные в отдельных корпусах.

С ним согласен гендиректор группы компаний «Гео Менеджер» Петр Сличный. По его оценке, стороннее устройство для конечного потребителя будет стоить 26­35 тыс. рублей, то есть в 2­3 раза дороже, чем обычный ГЛОНАСС/GPS трекер и устройство для «Платона», которое предоставляется бесплатно. Основную долю в цене продукта составит модуль средства криптографической защиты информации (СКЗИ) ­ 20­-25 тыс. рублей.

Как отмечается в постановлении, прибор должен обеспечивать формирование и передачу в систему «Платона» информации о текущих координатах автомобиля с помощью спутниковых сигналов ГЛОНАСС/GPS и радиотелефонной связи стандарта GSM/GPRS, а также регистрировать проезд контрольных точек маршрута, иметь криптографическую защиту данных в соответствии с законодательством РФ.

«Данный проект постановления лишь начало возможной реализации данного вопроса, ­ прокомментировал требования Петр Сличный. ­ Во­первых, нет описания протокола передачи данных, на который ссылается постановление. Во­вторых, постановление требует особую криптографическую защиту информации, а это исключает всякую возможность использование уже имеющегося оборудования ГЛОНАСС/GPS».

Разрешение на использование устройств независимых производителей будет выдавать оператор «Платона» ­ компания «РТ­Инвест Транспортные системы» (РТИТС) на основании результатов предварительных испытаний образцов. Эти испытания и оценку соответствия устройств техническим требованиям «Платона» оператор обязан проводить бесплатно, отмечается в проекте постановления правительства. Кроме того, новые образцы многофункциональных устройств должны иметь все необходимые сертификаты и декларации соответствия, пройти метрологическую проверку и получить регистрацию в Государственном реестре средств измерений.

Предложения по техническим требованиям к бортовым устройствам системы «Платон» были подготовлены оператором этой системы ­ компанией «РТ­Инвест Транспортные Системы» инаправлены в министерство транспорта в начале года, сообщала 17 февраля  газета «Гудок» со ссылкой на директора по внешним коммуникациям РТИТС Полину Лисицыну. Начиная с момента запуска «Платона» 15 ноября прошлого года и до сегодняшнего дня бортовые устройства для сбора платы с грузовиков массой свыше 12 тонн выпускаются единственным производителем – компанией «Центрсвязьинформ» (ЦСИ).

Ранее гендиректор ЦСИ Андрей Бобурков рассказывал в эксклюзивном интервью Gudok.ru, что РТИТС выбрал поставщика бортовых устройств по итогам жесткого отбора претендентов, среди которых были и иностранные игроки. По его словам, предложение «Центрсвязьинформ» оказалось дешевле, чем у конкурентов, а после принятия постановления правительства о допуске на рынок сторонних производителей компания планирует побороться и за новые контракты. «Мы готовы к конкурентной борьбе, потому что мы свое изделие совершенствуем, постоянно оптимизируем технологические процессы на заводе», ­ сказал Бобурков.

Впрочем, профессиональным дальнобойщикам в любом случае не удастся существенно сократить количество различных внешних электронных приборов в кабине грузовика. Одним из таких приборов являются транспондеры, используемые для за взимания платы за проезд по платным трассам.

«Транспондеры не являются бортовыми устройствами, поэтому вопрос об объединении, по сути, разных приборов на повестке дня сейчас не стоит», ­ пояснили корреспонденту Gudok.ru в пресс­службе госкомпании «Автодор».

В ГК «Автодор» тоже обеспокоены проблемой большого количества приборов в кабине автомобиля, поскольку операторы на отдельных участках разработали собственные устройства, не совместимые друг с другом. Поэтому компания анонсировала программу по переводу всех операторов платных участков автодорог в России на единый стандарт транспондеров. «Для всех операторов планируется ввод единой системы совмещения протоколов распознавания для всех электронных средств, ­ рассказывал ранее Gudok.ru председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах. ­ Какие бы операторы платных дорог ни появлялись в России впоследствии, они будут стандартизированы в этих электронных системах оплаты. При этом оператору будут перечислены все средства, которые взимаются за проезд по его участку».

По его словам, все операторы должны будут заключить соглашения по системе one­to­one, то есть «каждый с каждым», и каждый новый оператор, подключившийся к этой системе, также будет обязан подписать эти соглашения, чтобы транспондером одного оператора любой водитель мог воспользоваться на платном участке автодороги другого оператора. По ожиданиям Кельбаха, эта программа заработает уже в 2016 году.

По оценке опрошенных Gudok.ru производителей спрос на единый прибор у перевозчиков есть. Михаил Бонь из ООО «Багратион» полагает, что бортовое устройство для «Платона» можно объединить с мониторинговой системой, то есть системой, которая демонстрирует транспортной компании местонахождение грузовиков.

«По сути, все должно быть в одной коробке, ­ согласен руководитель «Гео Менеджер» Петр Сличный. ­ Как минимум, тахограф и «Платон» ­ это очень связанные вещи. Тахограф с небольшими доработками может решать задачи «Платона». По действующему законодательству тахографы уже должны иметь модуль средств криптозащиты информации (СКЗИ). «Необходимо лишь «притереть» некоторые характеристики к требованиям постановления и это будет именно то «стороннее бортовое устройство», что требуется», ­ сказал он.

«На наш взгляд, нет необходимости плодить оборудование, структуры и требования, так как можно развивать данную тему на уже существующих платформах», ­ резюмировал Сличный. Он напомнил, что уже было обязательное оснащение перевозчиков опасных грузов тахографами и оборудованием ГЛОНАСС/GPS.

 

Николай Логинов, Александр Фролов   Gudok.ru

 

Архив статей
Форум "Дальнобойщик"
Ассоциация "Дальнобойщик"
Форум Ассоциации "Дальнобойщик"
Дальнобойщик Медиа-Групп
Обратная связь