Чем глубже пытаешься разобраться в ситуации, сложившейся в последние месяцы вокруг автотранспорта, тем больше приходит понимание – автоперевозчиков технично выставили пешками, или, точнее, разменной монетой в каких-то масштабных и достаточно мутных игрищах финансово-экономически-идеологических кланов во власти.
Поскольку, разбираясь в переплетениях причинно-следственных связей, легко можно скатиться в «конспирологию», придётся ограничиться перечислением фактов и короткими комментариями. Информации о происходящих процессах достаточно, но при этом, увы, бОльшая часть участников этих событий видит только отдельные фрагменты – те, в который непосредственно принимают участие. Помните пословицу «за деревьями леса не увидел» ? Здесь – очень похожая картинка. Поэтому имеет смысл отойти от отдельного дерева, и попытаться охватить взглядом всю опушку леса. Понять картину в целом… Хотя бы оценить… А потом делать выводы. Самостоятельно. По мере своих сил, возможностей и интеллекта…
Медведева подставляют? Очевидно, да… ;-)
На фоне начинающихся протестных акций дальнобойщиков премьер в конце марта встречается с «представителями профессионального сообщества», обсуждает с ними, как нужен и полезен «Платон» , и далее - проблемы автоперевозчиков вообще. От штрафстоянок до электронных накладных… Вживую. По-настоящему. Весомо, грубо, зримо… www.1tv.ru/news
Так выглядит официальная картинка в официальных СМИ. А в действительности…
Накануне, за пару дней до этой встречи в экстренном режиме прошло мероприятие с непонятным статусом в Минтрансе. Первый зам министра Е.И.Дитрих провел личную встречу + видеоконференцию, суть которой была обозначена так: готовим предложения в правительство, хотелось бы обсудить их с представителями общественных объединений автоперевозчиков. Одобряйте, критикуйте - хотим услышать ваше мнение...
Предложения – так себе. Два из трех, предложенных к обсуждению, «Дальнобойщик» подверг обоснованной критике как популистские и слабореализуемые. На том и разошлись. На следующий день, ближе к вечеру, мне перезвонил человек, представившийся «блогером-дальнобойщиком» Сапроновым, и просил (не предлагал – именно упрашивал) принять участие во встрече то ли в «Единой России», то в ОНФ. «Вечером нам готовы выделить минут пятнадцать-двадцать, хотелось бы рассказать о наших проблемах, вы же так хорошо у Дитриха это объясняли…» Ого! Но. От приглашения в режиме «ещё вчера» я отказался – день был распланирован задолго до того как. Свой отказ я мотивировал тем, что в подобные встречи «на бегу» не готовят и не проводят, в посиделках «для галочки» особого смысла не вижу… неправильно это и неэффективно. А когда узнал состав приглашённых – квадратными буквами объяснил, что в такой «уважаемой компании» представителю ассоциации «Дальнобойщик» делать точно нечего, уж извините…
На следующий день, слушая в пробках радионовости, узнал, что после вечерней встречи в ЕР (инструктаж?) состоялась встреча неких товарищей с неким господином Медведевым. По её итогам были оформлены поручения премьера правительству, касающиеся автомобильного транспорта.
Пара-тройка дней ушла на переваривание происходящего. В одиночку и в коллективе. В разных коллективах ;-)
Содержание этих поручений вызвало… хм… очень неоднозначную реакцию как среди автоперевозчиков, так и среди отдельных чиновников Минтранса. Реакцию чаще откровенно отрицательную – «что за …. они там насочиняли?!! И кто за это будет расхлёбываться???»
Смею уверить – если бы встреча у Медведева была нацелена на решение сколько-нибудь серьёзных проблем автотранспортной отрасли и дорожного хозяйства, состав «представителей автоперевозчиков» был бы совершенно иным. Но участники состоявшейся встречи были отобраны ровно такие и ровно в таком составе, чтобы вызвать наибольшее неприятие у реального профессионального сообщества автоперевозчиков. И, кстати, у чиновников Минтранса тоже. Им, госслужащим, по штату и иерархии положено не обсуждать, а исполнять указания премьера… Но в ходе «неформального общения» с теми же чиновниками, участники встречи у Медведева огребали от них такие эпитеты и характеристики… Ладно, это не более чем субъективные оценочные суждения… Факт в том, что «Поручения №…» размыты, неконкретны, не подкреплены расчётами и ресурсами, значительная часть – банально нереализуемые в нынешних условиях. В общем, «за всё хорошее против всего плохого». Популизьм и волюнтаризьм, то исть (с)…
Но. Поручения премьера есть – правительству необходимо их рассматривать, анализировать, выносить аргументированные заключения, принимать решения. И тут началась настоящая свистопляска. Ещё даже не по сути поручений – только по форме организации такого обсуждения: кто, с кем, в каком составе, на чьей площадке, зачем и почему… Аппаратно-бюрократические «пляски с бубном», которые пришлось наблюдать на протяжении десяти дней так… со стороны, показали, что интересы автотранспорта постепенно отодвигаются на второй-третий план. Вначале и сразу - началась «борьба нанайских мальчиков под одеялом». Следующий этап аппаратных игрищ - «пауки в банке». Не могу судить обо всех – нет у меня такой информации – но, похоже, единственным мотивом у многих чиновников стало неприкрытое желание отмежеваться даже от обсуждения «скользких» вопросов, дистанцироваться от неизбежных кадрово-клановых конфликтов, выскользнуть из-под удара, попытаться сориентироваться в мучительно-криволинейных «линиях партии». Что дало основания сделать промежуточный вывод: они знают что-то такое, весьма неприятное и огнеопасное, что тщательно скрывается за безликими официальными формулировками. ;-)
Зато сейчас я совершенно четко понимаю, что автодороги, «Платон», автотранспортная отрасль в целом стали… ну, не полем боя, это слишком сильно сказано, но, в любом случае, - местом локальной, но весьма жёсткой схватки «охранителей-консерваторов» и «либералов», «приватизаторов» и «державников». Или кто там ещё в этом зверинце присутствует…
Оценивая ситуацию последних месяцев, включая недавний отчет Медведева в Госдуме, сложно поверить, что нынешний премьер может рассчитывать хотя бы на нейтральное отношение к своей персоне. Вообще. В целом. По совокупности факторов. Негатива больше. А отдельные тезисы его выступления перед депутатами – это уже «подстава» в чистом виде. Я сейчас не о макроэкономических показателях. Исключительно по «Платону» и по протестам… Кто, как и с какой целью вложил в уста Д.А.Медведева фразу про «480 бастующих дальнобойщиков»? ;-) А-а-а-а!!! Мы сами-то с большим скепсисом относимся к интернет-шумихе вокруг протестующих, но объективно – если отодвинуть в сторону Дагестан, - независимый наблюдатель в любом случае насчитает пару-тройку тысяч активных участников «весеннего стояния» в разных городах и регионах страны … Не миллион, конечно, как рассказывает ОПР, но и не 480 штук…
Так что, братцы, не принимайте «поручения премьера по автотранспорту» и окружающую их свистопляску близко к сердцу. Схема срежессирована и выстроена таким образом, чтобы нанести ещё один, может, и не сильный, но имиджево выверенный удар (пинок?) по премьеру и/или его окружению. И те «фейковые» участники, что были тщательно подобраны и отправлены на упоминавшуюся встречу у Дмитрия Анатольевича – в сущности, мармеладные мишки, «потекшие» только от одного факта «приглашения» к премьеру. Проявшие себя, как говорится, с лучше стороны ;-) Так что у автотранспортного сообщества по поводу этих «самоназначеннных королей лемуров» никаких иллюзий не осталось…
А так-то - спасибо режиссёрам этого цирка сказать надо: хороших людей подставлять не стали ;-) … Избавили от позора ;-)
Ой, нового Валенсу нарисовали…
Не менее интересная и поучительная ситуация, в свете последних событий, складывается вокруг ОПРа и так называемых «протестных акций».
Общая картинка расписана по пунктам здесь: http://www.dalnoboi.ru/novosti/opr_zabastovka_final
Могу добавить лишь несколько дополнительных штрихов. Всплывших уже сейчас...
Главное, чего нельзя выпускать из вида, рассуждая про все эти «протестные темы». Причины проявления «народного недовольства» просты, понятны и объективны, и отрицать их может только идиот.
Претензий к власти, к социально-экономическому курсу «финансового блока» правительства (деятелей « либерального» крыла в первую очередь) более чем достаточно. Практически у всех слоёв электората – от крупного бизнеса до самозанятой части населения. Некомпетентность, коррупция, «распилы» и «откаты», расцветающий региональный «феодализм» – это объективная реальность, закрыться от которой невозможно. И это – симптомы развала, а точнее – осознанного целенаправленного разрушения государства, и без того не особо эффективного в исполнении своих функций. А дальше и рассказывать ничего не надо: именно на обоснованных претензиях к власти, которая не в состоянии выстраивать диалог с «электоратом», начинались все «розовые», «лимонные», «белоленточные», «майданные» акции и всякого рода «арабские весны и зимы». Маховик раскручивается, сбивается с оси, идёт вразнос и крушит всё вокруг. Отработанный процесс внешнего воздействия на внутренние процессы. С максимально эффективным использованием внутренних же проблем, межклановых противоречий, конфликтов интересов и «агентов влияния». Нового ничего нет. Лица меняются – алгоритм действий остаётся прежним.
Шаг в сторону...
…В последнее время регулярно появляется информация об условных и реальных сроках, которые получают блогеры, авторы интернет-сообщений не только за высказывание собственных мыслей/теорий «про политику», но даже за репосты (перепечатку) уже имеющихся в открытом доступе материалов. Спектр обвинений широк – от статей про призывы к насильственному изменению основ конституционного строя, до «возбуждения социально, расовой, национальной или религиозной розни». Часть таких обвинений вызывает искреннее недоумение – сочиняются они буквально на пустом месте.
В этой связи крайне интересно было отслеживать интернет-активность в каналах, группах, пабликах, которые в огромных количествах, и очень оперативно, возникли на теме «дальнобойных протестов». К истеричной интернет-активности необходимо приплюсовать реальные случая (яндекс и ютьюб в помощь) избиения водителей, не участвующих в «забастовках», камни в лобовые стекла проезжающих машин, выстрела из пневматики, и крайне загадочные ситуации с поджогами грузовиков в Дагестане и в Питере.
Провокационные призывы, дезинформация, откровенная ложь в виртуальной реальности о происходящих событиях заканчиваются, как правило, призывами к формированию боевых «пятёрок», «десяток», советами типа «не слушайте никого, поступайте, как считаете правильным» и т.д. и т.п. И ни-ка-кой реакции «контрольных и надзорных органов».
Грамотно и профессионально выстроенная схема воздействия на читателя/слушателя материалов об акциях протеста, широкое транслирование по всем возможным каналам распространения информации, и показная безнаказанность организаторов таких «эксцессов» – ну, пардон, это явно не уровень разорившегося автоперевозчика Бажутина и даже не уровень «сына двух полковников ГРУ» "сына двух полковников ГРУ" господина Потапенко. ;-)
В самом начале «забастовочного движения» некто господин Гозман на страницах «Новой Газеты» сравнил «лидера протестного движения» Бажутина с Лехом Валенсой. Хотел, видимо, сделать хорошее. Поднять авторитет «главного забастовщика» подобным сравнением. И, как ни странно, угадал. ;-) Всё сходится! Особенно, если учитывать, что Лех Валенса был не только революционером, но и "агентом коммунистических спецслужб под псевдонимом "Болек"
Здесь надо понимать, что идеологические окраски – коммунисты там, социалисты, капиталисты, - в сущности, роли не играют. При сменах режимов всегда речь идёт исключительно и только - о власти и собственности. С Валенсой так и было:
«…в Польше наблюдается чувство горечи и обиды, связанное с подкопом под одно из самых ценных явлений последних десятилетий — легенду о Первой Освободившейся Нации. Стоит учесть, что история о смелом народе, развалившем изнутри огромный социалистический лагерь — является одним из краеугольных камней современного польского политического мировоззрения. И стержнем этого героического мифа безусловно был и остаётся «великий электрик», поднявшийся, не сломленный и победивший.
Сейчас же можно констатировать, что … данная легенда временно съехала вбок и обнажила перед польским обществом прозаическое лицо исторической реальности. Той самой, в которой бескровные всенародные революции совершаются не могучими электриками на белых конях, а как у всех. Напомним: чисто практически революции в большинстве случаев выражаются в том, что люди, и без того близкие к высшей власти в и получавшие от пребывания в элите бонусы — переформатировали общественный строй и конвертировали свою власть в открытые капиталы. Самое главное высшее начальство, конечно же, сменилось — но элита вообще легко меняет верхушки…
…большинство диссидентов-победителей либо сами вышли из рядов правящих партий, либо были «штатными диссидентами» спецслужб прежнего режима.
Источник
Упаси боже от прямых аналогий ;-) Но. Для объективной оценки достаточно понимать, как в целом работает СХЕМА. И если признать, что за размытым термином «спецслужбы» стоят, опять же, определённые кланы со своей идеологией, и конкретные люди со своими меркантильными интересами, и эти интересы сильно отличаются от декларируемых для электората целей и задач – тогда да, многие вещи становятся понятны и объяснимы…
Статисты, марионетки, зрители?
В начале апреля, когда ситуация в Дагестане начала приобретать характер откровенной провокации, способной привести к серьёзным конфликтам, у меня было несколько встреч на Охотном Ряду. Очень хотелось… нет, не так… было крайне необходимо понять, как в думских «олимпах» оценивают ситуацию, насколько владеют информацией, какие делают выводы:
- Слушайте, уже и слепому видно, что идёт какая-то серьёзная возня… Эти ваши «войны кремлёвских башен» - хоть просчитывается ситуация, чем может всё закончится?
- Ну, - отвечали собеседники, - сам понимаешь, прямо тебе никто не ответит… Но схватки между разными группами влияния идут, никто не отрицает… И киношка Навального, и забастовки эти… не на пустом месте всё это… Отношение? Так скажем… Спокойное. Я (один из собеседников) дважды там (в Дагестане) был. Посмотрел. С людьми разными пообщался. И днем, и ночью в лагере этом забастовочном… На местах реальность сильно отличается от того, что в соцсетях, в интернете… Да ты и сам это знаешь… Так что мы не особо переживаем… Всё под контролем…
И далее:
- Есть такая концепция «нарыв должен созреть». Практикой подтверждена. Любой врач подтвердит – несозревший фурункул трогать не стОит… А вообще обрати внимание, что будет 19 апреля (выступление Медведева в ГД). А там посмотрим… не исключено, что в мае-июне какие-то кадровые решения пойдут…
Вот так. Пусть и неконкретно, но достаточно прямо. Единственное, чего я не понял: фраза про «нарыв должен созреть» - она к кому и к чему относится? К дальнобойщикам? Или к Медведеву? ;-) Но тут действительно гадать бесполезно… Остаётся только ждать, чтобы увидеть, какие «кадровые решения» собеседники имели в виду…
Так что по совокупности всех имеющихся данных лично я лично для себя могу сделать следующие выводы. Для особо эмоциональных и впечатлительных коллег они будут, наверное, неприятными. Для многих – даже унизительными. Мало приятного – ощущать себя пешкой в чужой игре… Но супротив объективной реальности не попрёшь, увы…
Итак. Автоперевозчики в целом и бастующие «дальнобойщики» в отдельности, включая использующие их потенциал политические партии и движения – использованы как простой инструмент в пресловутой «войне кремлёвских башен». Нет «живого творчества масс»… Есть управляемый и в той или иной степени контролируемый процесс со своими статистами, марионетками и зрителями. С каждой стороны.
«Платон» не отменят. Но трансформация системы взимания платежей с грузового транспорта – да, возможно, она произойдет. Но не потому что «дальнобойщики Дагестана против», а потому что полтора года функционирования «Платона» в существующем виде убедительно показывают и доказывают её неэффективность. О чём мы говорили постоянно http://www.dalnoboi.ru/actual-topics/2016_platon Заявленных денег система не собирает. Издержки (как идеологические/моральные, так и финансово-экономические) не покрывают затраты . Очевидно, что-то будут корректировать. Как в концепции системы платежей, так и в механизме их сбора…
Итог для бастующих. Большинство из них, по меткому выражению одного из моих товарищей, по полной программе хлебнули разочарования и безысходности. Лозунги, под которые их собирали, оказались пустышками. Работы для всех как не было, так и нет. Многие из-за своих «стояний» потеряли/проели последнее. Их возвращение на рынок автоперевозок будет означать заметное снижение ставок: другого вида конкуренции, кроме как конкуренция ценовая, в этой ситуации быть не может. И вряд ли кого-то утешит, что всё это надо было только для ускорения процесса «созревания нарыва»… Контролируемого, просчитанного и аккуратно выстроенного процесса.
Многие, кто выходил на акции под флагами ОПРа, в последнее время резко дистанцируются от него. ОПР, вероятнее всего, очень скоро ждет медийное забвение – «мавр своё дело сделал, мавр должен уйти». «Платон», как красную тряпку и главный «эмоциональный раздражитель» для некоторой части наших… как бы их назвать помягче… коллег…, использовать во второй-третий раз уже не получится. А ничего другого ОПР и Бажутин не знают и не умеют: заточены они под очень узкий круг задач - «стоять, бастовать, демонстрировать народное недовольство» ;-) В зависимости от того, кто и как реально управляет режиссурой этих акции, про их организаторов и активистов либо тихо забудут, либо, напротив, через какое-то время показательно покарают. Шоб ни у кого в будущем не возникало соблазнов шантажировать и давить на власть… Аминь…
Поручения Медведева по автотранспорту частично будут подкорректированы и запущены в работу (состояние автодорог, общественный контроль, весогабаритные проблемы). Частично - «обнулены». Некоторые решения передвинут на какой-то более дальний срок. Диалог по грамотным, выверенным, вменяемым и реализуемым предложениям реальных представителей автотранспортного сообщества будет продолжен. Конечно, не на обочинах и не на стоянках «забастовщиков». Формат «рабочих групп» при Минтрансе, как и при Минэкономразвития, Минфине, МВД показал свою, пусть и относительную, но эффективность. Долго. Да. Но с вполне осязаемыми результатами. Я могу с полной ответственностью утверждать, что среди чиновников пока ещё остаются профессионалы, понимающие, что в дорожном хозяйстве и в отрасли автоперевозок необходимо наводить порядок. И с нашей стороны таких специалистов-практиков более чем достаточно. Может, что доброе и получится. Если у участников этих процессов хватит мозгов не быть марионетками, статистами и зрителями…
27 апреля 2017