В 2008 году, на момент официального создания МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ПРОФСОЮЗА "ДАЛЬНОБОЙЩИК", наилучшей организационно-правовой формой для защиты прав и интересов работников отрасли автомобильных перевозок мы посчитали именно профсоюз… В силу простоты и понятности термина. Уже тогда мы понимали, что профсоюз – только один из этапов нашей работы.
В некотором роде все эти годы мы были заложниками такого наименования.
Чаще всего, по общему социалистическому прошлому, термин «профсоюз» воспринимается очень узко, как организация, которая занимается трудовыми отношениями на конкретном участке производственной деятельности. Хотя, по сути, трудовые отношения, взаимоотношения «работник-работодатель» — небольшая часть деятельности профессиональных объединений.
Если покопаться в истории, первой ступенью тех организаций, которые можно назвать профсоюзами, были английские tradeunion. Trade – в буквальном перевозе «занятие, ремесло, профессия». То есть изначально это были союзы производителей, союзы ремесленников. Ипэшников, в современном понимании… И только позже, с развитием социальных отношений, такая форма общественной организации стала ориентироваться на защиту прав и трудовых интересов наемных работников. Так сказать, труд против капитала.
Особых иллюзий при создании профсоюза «Дальнобойщик» мы не испытывали. Цех, завод, офис – там все однозначно и понятно: пришли люди на работу, с 9 до 18 отработали, получили заработную плату, социальный пакет… Или не получили… Неизбежные конфликты – они носят локальный характер, привязаны к месту производства.
У нас «место производства» — автодороги всей России. И проблемы выходят далеко за рамки только трудовых отношений. И требуют применения всего арсенала имеющихся у нас средств: от ежедневной работы с «личным составом», до взаимодействия с органами власти всех уровней.
Почему? Потому что системные вопросы требуют системных решений.
Например, можно бесконечно судиться с нашими надзорно-контрольными органами по одним и тем же поводам. Идет автопоезд, пробили по осям, вместо положенных 10 тонн у него 10 300 кг. Формально это нарушение ст. 12. 21.1, то есть, независимо от превышения нагрузки – 100 килограммов, 300, полторы тонны – это в любом случае либо штраф, либо лишение от 4 до 6 месяцев. Под давлением этих обстоятельств водитель готов отдать любые деньги, чтобы только не сидеть полгода без работы. Потому что практика работы наших мировых судей показывает, что судьи, которые специализируются на бракоразводных процессах и краже водки из магазина, они всех технических нюансов просто не понимают и тупо подписывают все эти акты и протоколы об административном нарушении, которые приходят из ГИБДД. Потому что даже если аргументы юридической службы профсоюза будут убедительными, через месяц приедет проверка и спросит: а почему раньше все приговоры по этой статье были «лишение прав», а теперь оправдание? Может, он вам денег дал? Так что ей проще подписать обвинительный, а там дальше пусть вышестоящий районный судья разбирается по апелляции.
Для того чтобы подобных ситуаций не возникало, очевидно, что необходимо менять само законодательство, приводить его в логичный, удобоваримый вид. Формулировки ст. 12.21.1 КоАП «негабарит/тяжеловес» потребовали длительной кропотливой работы: анализ правоприменительной практики, письма, заседания думского комитета по транспорту. Нам помогло то, что мы аргументированно доказывали – вот здесь и здесь наше законодательство неправильное. Важно ведь не только обозначить свое недовольство. Важно предложить варианты решения проблемы. Реальные, здравые варианты… Сейчас можно более-менее уверенно утверждать: да, формулировки КоАП по негабаритным/тяжеловесным грузам будут меняться. Введение ступенчатой шкала ответственности за перегруз – это, в принципе, только вопрос времени.
Это - только один из огромного числа примеров, когда изменение, коррекция нормативной базы одномоментно снимает множество проблем. Или делает их решение проще...
…Мы четко определили: мы, скорее, не «правозащитная», а «законозащитная» организация. Мы за то, чтобы соблюдалось действующее законодательство, как с нашей стороны, так и со стороны контролирующих и надзорных органов. Соблюдай закон, и жить будет проще. Другое дело, что и законы у нас не всегда логичные и разумные. Скорее, наоборот. Ну так и это тоже – направление работы общественной организации, гражданского, так сказать, общества…
По масштабу проблем, которые нам приходится решать на уровне федеральной законодательной и исполнительной власти, с региональными властями, мы уже переросли масштабы организации, которую называют профсоюз. Это и хорошо, и плохо. Когда речь идёт, например, о дорожном строительстве, о состоянии дорог, или о деятельности экспедиторов, или о «весенних ограничениях», нам, нисколько не смущаясь, многочисленные наши «доброжелатели» тыкали пальцем: а вы-то чего сюда лезете? Это дело владельцев бизнеса, сколько они будут платить за проезд по платным дорогам, или какие будут транспортные налоги. Вот у вас есть профсоюз, сидите там со своими водителями...
Поэтому следующий логичный этап в развитии бренда «Дальнобойщик» – создание «Ассоциации владельцев грузового транспорта и объектов транспортной инфраструктуры». Её статус и масштаб позволят нам с большей эффективностью решать разноплановые проблемы, которые встают сегодня перед автоперевозчиками.
В число главных целей и задач Ассоциации входят такие направления, как снижение внутренних издержек автоперевозчиков, реализация дисконтных, бонусных программ, запуск в работу разного рода обучающих проектов, курсов повышения квалификации для всех участников бизнеса: водителей, менеджеров, руководителей транспортных компаний, специалистов технических центров и сервисов. То есть всё то, что в наших нелёгких условиях работы будет являться прямым и косвенным конкурентным преимуществом участников Ассоциации.
Безусловно, Ассоциация будет заниматься и непосредственной работой с органами законодательной и исполнительной власти всех уровней. Недопустимой, на наш взгляд, является ситуация, когда
а) действующие законы, регулирующие отношения в автоперевозках, не исполняются
б) всякого рода деятели, преследуя свои корыстные интересы, от имени автоперевозчиков проталкивают в виде законопроектов свои «хотелки» про грузовой транспорт
в) нормативные акты, принимаемые «успешными управленцами» в тишине кабинетов, работают, по факту, не на развитие автоперевозок, а на удушение отрасли.
И т.д и т.п.
Без нас и за нас никто этим заниматься не будет. Другое дело, что и значительной части автоперевозчиков это не особо интересно, был бы «нал на выгрузке», но… Ориентируемся мы все-таки на грамотных, вменяемых, дееспособных участников профессионального сообщества… Не на количество, а на качество.