исх. 06/03-ОВ от 10 марта 2011 г
Депутату Государственной Думы РФ,
Председателю комитета по транспорту ГД РФ
ШИШКАРЁВУ С.Н.
Уважаемый Сергей Николаевич!
Проект приказа Федерального дорожного агентства (Росавтодора) предполагает, что в связи со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог, вызванной превышением допустимых температур, необходимо вводить временное ограничение движения транспортных средств осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения с асфальтобетонным покрытием.
Термины, понятийная база
«Тяжеловесными грузами», в трактовке действующих нормативно-правовых актов, считаются транспортные средства с грузом, весовые параметры (полная масса и/или нагрузки по осям) которых превышают установленные величины, и для движения которых необходимо получение специального разрешения. То, что речь идёт именно об этой категории перевозок, подтверждает п. 3 проекта приказа:
Цитата:
Установить, что в период действия временного ограничения движения по автомобильным дорогам, включенным в приложение к настоящему приказу, в специальных разрешениях на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дорогам общего пользования Российской Федерации в графе «Особые условия движения» делается запись следующего содержания: «движение разрешается в период с 21.00 до 09.00».
Однако в официальных заявлениях руководителя Росавтодора А.Н. Чабунина, как и в высказываниях других чиновников, говорится о других категориях транспортных средств:
Цитата:
Росавтодор может ввести ограничения на движение большегрузных автомобилей в дневное время суток на случай повторения аномальной жары летом 2011 года, сообщил РИА «Новости» глава ведомства Анатолий Чабунин.
В действующих нормативно-правовых актах отсутствует расшифровка термина «большегрузный автомобиль». Из комментариев сотрудников Росавтодора можно понять, что подразумевается введение таких ограничений для транспортных средств с полной общей массой свыше 12 тонн.
Такое неоднозначное толкование упомянутых категорий транспортных средств оставляет возможность для манипуляций, злоупотреблений и коррупции при реализации положений приказа. Очевидно, что так называемые
проектные перевозки тяжеловесных и сверхтяжеловесных грузов (неделимое технологическое оборудование, металлоконструкции, спецтехника, транспортные средства, перемещаемые на платформах-терйлерах и т.п.), в ряде случаев действительно оказывают негативное влияние на состояние дорожного полотна, а потому и могут и должны регулироваться отдельными нормативно-правовыми актами. При этом, проектные перевозки составляют ничтожное количество от общих объёмов автоперевозок.
Если же речь идёт об «общегражданских перевозках», о перевозках народнохозяйственных грузов, товаров, продуктов питания и т.п., то введение запретов, предусмотренных проектом приказа Росавтодора, коснётся нескольких миллионов транспортных средств, обеспечивающих потребности экономики страны в автомобильных перевозках. Соответственно, издержки автоперевозчиков и экономики умножаются многократно.
Механизм исполненияПри кажущейся простоте и эффективности введения запретов для движения грузового транспорта в период высоких температур в целях сохранности дорожного покрытия, существует множество объективных препятствий, лежащих в плоскости практической реализации таких запретов.Первое и главное –
отсутствие инфраструктуры, позволяющей единовременно разместить десятки тысяч автопоездов на специально оборудованных бесплатных стоянках, где автомобили и водители могут безопасно отстаиваться в дневное время суток.
Перевод всего потока грузового транспорта на «ночной режим» движения скажется на безопасности дорожного движения. По информации того же Росавтодора, менее 30% федеральных автодорог соответствуют нормативным требованиям по качеству покрытия. Выбоины и ямы в дорожном полотне, колейность, неудовлетворительное состояние обочин, отсутствие освещения автодорог в черте населённых пунктов, отсутствие достаточного количества подземных/надземных переходов, некачественная дорожная разметка и другие факторы неизбежно приведут к росту аварийности при планируемом в проекте приказа интенсивном движении грузового транспорта в ночное время.
Профессиональные водители высказывают гораздо более резкие оценки предлагаемых нововведений:
Цитата с сайта
www.dalnoboi.ruЦитата:
…Жара - дело такое, и ехать плохо, а стоять ещё хуже. Ни поспать, ни отдохнуть, если кондишена нету. Я как-то пробовал ночью ехать. Днем грузился, и до 21 часа на речке купался, а ночью до Кисловодска 500 км ехал. Спать плющит - сил нет. Так кофе заряжался, еле доехал…
Цитата:
…Представляете какая будет аварийность? Многие люди чисто физиологически, а с возрастом это только усиливается, чувствуют с наступления вечера упадок сил и организм требует отдыха. Люди привыкли ночью спать. А ведь прошлым летом и ночью температура за тридцать шкалила. Днем был ад, отдых на раскаленной площадке невозможен. Что касается Белоруссии. Территория несравнима, климат гораздо умеренный, проходя транзитом всего 600 км по идеальной трассе, с такими ограничениями можно смирится как с плохой и долгой переправой. Но Россия то огромна, ночь летом 5 часов от силы.
Цитата:
…по факту с весны до осени весь Южный федеральный округ плюс Кавказ, плюс юг Сибири, где температуры тоже мама не горюй (а вы в курсе, что в Якутске летом +35 – норма???) будет дохнуть от жары днём, и биться на встречке ночью»
конец цитаты
Об экономических потерях, росте транспортной составляющей в цене товаров и услуг, и об объективных трудностях организации режимов «дневной и ночной» езды, учитывая протяжённость автодорог в РФ и наличие нескольких часовых поясов по маршруту движения, Вы, Сергей Николаевич, достаточно подробно рассказали в своих интервью СМИ, повторяться смысла нет.
А вот на чём имеет смысл дополнительно акцентировать внимание в связи с проектом приказа Росавтодора, так это
на теме коррупции и взяток. Упоминаемый уже опыт Белоруссии, где применяются подобные ограничения, не вызывает особых претензий у автоперевозчиков, в том числе и потому, что в Белоруссии
эти ограничения действуют для всех грузовых перевозчиков, как внутренних, так и транзитных. Данные, которыми располагает профсоюз «Дальнобойщик», позволяют с высокой степенью уверенности утверждать,
что на региональных и местных уровнях значительная часть автоперевозок, в том числе тяжеловесных грузов, будут выполняться, несмотря на «федеральные» запреты. Стало, к сожалению, обычной практикой, когда «по договорённости» владельцев бизнеса с местными контролирующими органами беспрепятственно передвигаются и разрушают автодороги тяжело гружёные самосвалы, строительная техника, зерновозы, транспортные средства «дружественных» компаний, аффилированных в местные «финансово-бюрократические» кланы и сообщества.
Технологии и качество
Нынешнее состояние автодорог в РФ не выдерживает никакой критики.
Отчасти объяснимо желание Росавтодора сохранить хотя бы, что есть. При этом необходимо отметить, что попытки «сделать виноватым» исключительно грузовой транспорт далеки от объективной картины происходящего. По существующим нормативам, автомобильные дороги должны проектироваться, строиться и содержаться, исходя из круглогодичной возможности выдерживать нормативные нагрузки, вполне, кстати, отвечающие потребностям грузовых автомобильных перевозок.
Частые ссылки дорожников на «советское наследние» выглядят искусственными и неубедительными – за прошедшие десятилетия практически все основные федеральные трассы ремонтировались, расширялись, реконструировались и содержались, исходя из существующих объёмов грузопотоков/грузоперевозок, и существующего парка подвижного состава.
На наш взгляд, основная причина ухудшения состояния дорожного покрытия, помимо проблем с финансированием дорожной отрасли – в отсутствие действенного, избавленного от коррупционной составляющей государственного контроля, как за перевозкой тяжеловесных грузов, так и за качеством дорожных работ. Цитата с сайта
www.dalnoboi.ruЦитата:
Я, ныне водитель-дальнобойщик, приведу пример из прошлого своего, когда дороги строил. А/д Магнитогорск-Челябинск. Два участка. Первый – начиная со второй автобусной остановки "Поселок Буранный" и до начала спуска напротив ракетной части, и второй участок – начинается от конца первого участка и заканчивается на пригорке, после отворотки на пос. Красноярский.
Строила одна и та же контора, на одних и тех же материалах. Только прорабы и мастера были разные! На первом участке был обычный прораб, а на втором будущий начальник какой-то, любимчик , проще говоря. Дык вот, с момента сдачи дороги прошло около 10 лет и первый участок, более сложный кстати, в состоянии близком к идеальному, а на втором и колейность и просадки присутствуют!
А почему??? Отвечу, поскольку на обоих участках поработал. Если на первом участке, каждый этап работы (это дохрена чего – и вскрытие основания, и поэтапное поднятие земполотна, и подготовка предпокрытия в щебне) – всё сдавалось комиссии. По-настоящему, без дураков. Во втором же случае на большинство аттестаций работы тупо забивалось, прораб съездил в контору и акт подписали! Вот оно, качество!!!!!
Сейчас перемещаясь по городам и весям в летнее время, плююсь по писсот раз на дню, наблюдая за дорожными работами.
P.S/ В Казахстане, когда дорогу от Троицка до Астаны строили, много кто пытался денег поиметь, корешку моему предлагали контору замутить дорожно-строительную... В итоге, когда Нурсултан Абишевич тестовые участки принимал, всех прямым текстом послал нафуй!!! И нанял турков. Дорога появилась, быстро и качественно. И по сей день по ней приятно проехаться! Так что, не там беды ищут....
конец цитаты
В сложившейся ситуации необходимо принимать
комплекс мер, согласованных исполнительной и законодательной властью, учитывающих интересы экономики в целом, дорожно-строительной отрасли и отрасли автоперевозок в частности.
Односторонние, и по преимуществу запретительные, ограничительные меры, предлагаемые Росавтодором, не могут быть эффективными. Между тем предложения по содержанию, развитию и модернизации автодорожной отрасли, сформулированные, в том числе, и профсоюзом «Дальнобойщик», специалисты Минтранса и Росавтодора рассматривать не торопятся…
С уважением,
Руководитель межрегионального
профсоюза «Дальнобойщик» В.Е.Войтко.