http://www.mintrans.ru/pressa/Zakon_Roa ... Proekt.htm
Проект Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.07.2010. "Об утверждении
Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств"
Цитата:
ПОРЯДОК
осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств
I. Общие положения
1. Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Федерального закона от
08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и устанавливает порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах Российской Федерации.
2. Весовой и габаритный контроль транспортных средств осуществляют:
на автомобильных дорогах федерального значения – Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее – Ространснадзор)
на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения – организациями, уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а в отношении международных автомобильных перевозок – Ространснадзором;
на автомобильных дорогах местного значения – организациями, уполномоченными органами местного самоуправления, а в отношении международных автомобильных перевозок – Ространснадзором;
на частных автомобильных дорогах общего пользования – организациями, уполномоченными собственником частной автомобильной дороги.
Весовой и габаритный контроль транспортных средств осуществляется во взаимодействии с ГИБДД (далее Госавтоинспекция)
II. Осуществление весового и габаритного контроля
транспортных средств
3. Осуществление весового и габаритного контроля транспортных средств не должно создавать помех в дорожном движении.
4. При весовом и габаритном контроле транспортных средств на стационарных пунктах весового и габаритного контроля осуществляются:
1) определение весовых и (или) габаритных параметров транспортных средств, в том числе с использованием автоматизированных средств весового и (или) габаритного контроля транспортных средств в движении;
2) остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации ;
3) сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее – специальное разрешение), а также установленного в специальном разрешении маршрута транспортного средства с фактическим маршрутом следования транспортного средства;
4) проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;
5) принятие мер, предусмотренных Федеральным законом от
30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» .
Мероприятия, предусмотренные:
подпунктом 1 настоящего пункта, на автомобильных дорогах федерального значения осуществляет Ространснадзор; автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения - организации, уполномоченные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а в отношении международных автомобильных перевозок - Ространснадзор; автомобильных дорогах местного значения - организации, уполномоченные органами местного самоуправления, а в отношении международных автомобильных перевозок - Ространснадзор; частных автомобильных дорогах общего пользования – организации, уполномоченные собственником частной автомобильной дороги;
подпунктом 2 настоящего пункта в отношении международных автомобильных перевозок – Ространснадзор;
подпунктами 2 - 5 настоящего пункта - Госавтоинспекция.
5. При весовом и габаритном контроле Госавтоинспекцией, а также Ространснадзором на стационарных и передвижных пунктах государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок осуществляются:
1) остановка транспортного средства и проверка наличия у водителя документов согласно подпункту 2 пункта 4 настоящего Порядка;
2) взвешивание и (или) замеры габаритов транспортного средства.
3) мероприятия, предусмотренные подпунктами 3-5 пункта 4 настоящего Порядка.
6. Допускается расхождение между установленными на территории Российской Федерации весовыми параметрами транспортного средства и определенными по результатам взвешивания или указанными в специальном разрешении, если оно не превышает величины погрешности, установленной для используемого средства измерения, но не более 2% разрешенной величины.
7. При предъявлении водителем транспортного средства международного сертификата взвешивания транспортных средств, взвешивание транспортного средства не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных пунктом
1 статьи 5 Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, подписанного в г. Чолпон-Ата 16 апреля 2004 г.*
III. Организация пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств
8. Организация, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание стационарных пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, пунктов государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Участки автомобильных дорог на подходах к стационарным пунктам весового и габаритного контроля транспортных средств должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектом организации движения на данном участке автомобильной дороги для обеспечения заблаговременного перестроения транспортных средств и заезда на пункт весового и габаритного контроля транспортных средств.
10. Участки автомобильных дорог, где установлены автоматизированные средства весового и (или) габаритного контроля транспортных средств, позволяющие определять весовые и габаритные параметры без снижения установленной скорости движения транспортного средства, оборудуются техническими средствами организации дорожного движения с учетом выборочного направления на контрольное взвешивание и измерение габаритов транспортных средств в случае, когда показания автоматизированных средств весового и (или) габаритного контроля транспортных средств превышают весовые и габаритные параметры, установленные на территории Российской Федерации.
11. Стационарный пункт весового и габаритного контроля транспортных средств, а также стационарный пункт государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок размещаются в пределах полосы отвода автомобильной дороги и должны обеспечивать возможность контроля весовых и (или) габаритных параметров транспортных средств в двух направлениях движения.
12. Стационарные пункты, указанные в настоящем Порядке, включают:
дополнительную полосу движения с переходно-скоростной полосой с параметрами и типом покрытия, соответствующими требованиям, предъявляемым к автомобильной дороге, на участке которой размещается стационарный пункт весового и габаритного контроля транспортных средств, имеющей размеры и уклоны в соответствии с паспортом размещенного на ней весового оборудования;
динамические весы;
систему видеоконтроля;
площадку для контрольного взвешивания и замера габаритов транспортных средств, временной их стоянки, а также специализированную стоянку для хранения задержанного транспортного средства до устранения причин задержания;
измерительные приборы для взвешивания и замера габаритов транспортных средств;
наружное освещение территории пункта;
помещение, предназначенное и оборудованное для работы персонала в круглосуточном режиме, и оснащенное:
системой жизнеобеспечения;
средствами связи, в том числе доступ в Интернет;
автоматизированной системой сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации в специализированные центры;
необходимым комплектом нормативной правовой, технической и справочной литературы, рабочей документацией;
терминалом для приема электронных платежей.
13. Передвижные пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и передвижные пункты Госавтоинспекции размещаются на площадках, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог и отвечающим следующим требованиям:
наличие переходно-скоростных полос;
соответствие параметров и типа покрытия площадки, размеров и уклонов паспорту применяемых средств измерения;
наличие наружного освещения переходно-скоростных полос и площадки.
Передвижные пункты, указанные в настоящем Порядке, включают:
переносное весовое оборудование;
измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств;
автоматизированную систему сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации в специализированные центры;
комплект необходимых дорожных знаков.
---------------------------------------------------------
В декабре 2010 г. приказ возвращён Минюстом РФ разработчику, Министерству транспорта, без государственной регистрации, для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
Цитата:
Департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г № 398, в рамках проведения публичных консультаций направляет прилагаемый приказ Минтранса России «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» от 01.10.2010 г. № 210 (далее – приказ).
профсоюз "Дальнобойщик
Информация к оценке регулирующего воздействия
проекта приказа Минтранса РФ
«Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств»
Вводная часть
Летом 2010 г. по каналам СМИ прошли сообщения о закрытии целого ряда стационарных постов ДПС в Краснодарском крае. Из комментариев руководства УГИБДД края следовало, что
закрытие постов вызвано их неэффективностью! Планируемый экономический эффект от закрытия постов ДПС в Краснодарском Крае только в 2010-м году ожидается на уровне 150 млн руб.
Однако в ситуации, когда, по заявлениям Минтранса, не хватает средств на строительство и ремонт дорог, Минтрансом планируется строительство новых постов на дорогах, содержание которых, не считая самого строительства и обустройства, обходится в вышеуказанные девятизначные цифры, для каждого региона.
Чем же вызвано желание Минтранса, в условиях тотальной нехватки денежных средств на сами дороги, отвлекать огромные средства на строительство и содержание постов?
Субъекты, осуществляющие весовой контроль на федеральных автодорогах и автодорогах общего пользования на территории РФ, являются одними из самых коррумпированных структур. Речь идёт не о разовых случаях, а о системной коррупции, когда тезисы о сохранности автомобильных дорог становятся прикрытием для корыстных интересов сотрудников постов весового контроля.
Эффективная работа постов весового контроля по недопущению фактов движения автомобильного транспорта с превышением весовых параметров наблюдается исключительно в периоды проверок их деятельности вышестоящими органами, или прокурорских проверок по заявлениям и обращениям автоперевозчиков.
Такое положение, когда под угрозой задержания транспортного средства, лишения прав водителя, административных штрафов, вымогательство денег и взятка становится «универсальным пропуском», наносит реальный ущерб состоянию дорожного покрытия.
Структуры, осуществляющие весовой контроль, ни прямо, ни косвенно не заинтересованы в профилактике и искоренении фактов несанкционированной перевозки тяжеловесных/негабаритных грузов.
Причём, особо обращаем внимание, лица, намеренно осуществляющие несанкционированную перевозку тяжеловесных грузов, изначально ориентированы на беспрепятственный проезд за взятку, и объектами морально-психологического давления становятся вполне законопослушные автоперевозчики, которым предъявляются недостоверные данные взвешивания (так называемые «накрученные весы», искажение данных путём вмешательства в работу компьютерных программ весового оборудования и т.д.).
Одна из причин неэффективной работы служб весового контроля – несовершенство и значительные пробелы законодательства и нормативной правовой базы, определяющей порядок проведения весового, габаритного контроля, злостное целенаправленное неисполнение сотрудниками постов единообразных требованиями, предъявляемыми к работе постов весового/габаритного контроля на территории РФ.
Данный порядок разрабатывается Минтрансом во исполнение полномочий, установленных в Федеральном Законе от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон). Таким образом, разрабатываемый документ должен соответствовать целям Закона.
В соответствии с п. 3 статьи 2 Закона
одной из целей Закона является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
Выявление превышения весовых габаритов транспортного средства в процессе движения транспортного средства по маршруту никоим образом уже не может повлиять на сохранность автомобильной дороги, так как факт перевозки, движения транспортного средства с превышением весовых параметров, уже существует.
Согласно положениям статьи 2 Закона,
ФЗ 257 не ставит целью борьбу с правонарушениями и привлечением правонарушителей к ответственности. Целями настоящего закона является создание условий, при которых будет обеспечиваться сохранность автомобильных дорог, т.е. целью данного закона является разработка механизмов, посредством которых будет обеспечиваться сохранность дорог.
Учитывая вышеизложенное, Минтрансом до разработки механизмов контроля должен быть разработан правомерный алгоритм поведения лица, участвующего в дорожном движении, в том числе и перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы, с целью недопущения создания угроз сохранности автомобильных дорог.
Данный механизм должен быть комплексным.
Перевозка грузов регулируется главой 40 ГК РФ, Уставом автомобильного транспорта и Правилами дорожного движения.
Статьёй 12 Устава автомобильного транспорта установлено, что масса перевозимого груза определяется грузоотправителем. Также пунктом 4 статьи 8 Устава автомобильного транспорта установлено, что
именно грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, из системного толкования норм Устава автомобильного транспорта, следует вывод о том, что
обязанность получить и приложить к выдаваемой перевозчику транспортной накладной разрешение на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов возникает именно у отправителя груза.
Однако в настоящее время существует только "Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации", утверждённая в 1996 году и устанавливающая, что за получением специального разрешения обращается именно перевозчик. Соответственно данная Инструкция противоречит нормам ФЗ РФ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и не может применяться.
А вот обязанность разработки нового порядка перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, учитывающей положения действующих норм права, лежит именно на Минтрансе в соответствии с Законом. И Минтранс данный порядок до сих пор не разработал, хотя с момента принятия Закона прошло уже более 3-х лет.
И вот в ситуации данной правовой неопределённости Минтранс, как говорится, ставит вагоны впереди паровоза.
Вместо первоочередной разработки чётких и понятных правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые он обязан разработать, Минтранс в первую очередь пытается принять нормативные акты, устанавливающие механизмы, направленные на привлечение к ответственности пользователей автомобильных дорог за нарушение фактически несуществующих правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов!
Что же Минтранс предлагает установить в качестве «порядка»?
Анализ нормативного правового акта
Пунктом 13 статьи 11 Федерального Законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения,
установлено, что порядкок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Во исполнение этого требования подготовлен проект приказа Минтранса РФ «Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (далее «Порядок»). Приказа возвращён Минюстом РФ разработчику, Министерству транспорта, без государственной регистрации, для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
Необходимо отметить, что
рассматриваемый нормативный правовой акт, не соответствует статусу «Порядок осуществления…» ни по форме, ни по содержанию.
Функционирование постов весового и габаритного контроля, затрагивает интересы как минимум пяти субъектов хозяйственно-правовых отношений:
-владельцы/балансодержатели автодорог;
-организации, уполномоченные осуществлять весогабаритный контроль;
-органы Госавтоинспекции МВД РФ;
-автоперевозчики;
-грузоотправители.
Предполагается, что всякий документ, имеющий статус «Порядок осуществления/реализации чего-либо…», как часть реализации отраслевых прав,
детально определяет механизм осуществления этих прав и защиты интересов субъектов отношений, связанных с перевозкой тяжеловесных/негабаритных грузов. В рассматриваемом «Порядке» такой детальный механизм отсутствует. Скорее, документ можно рассматривать как некие общие тезисы Минтранса по проведению весового/габаритного контроля транспортных средств.
В «Порядке» отсутствует
- детализация понятийной базы (терминов и определений);
- полные данные по организационно-технологическому обеспечению постов;
- исчерпывающий перечень прав и обязанностей сторон;
- единообразный алгоритм действий сторон, не допускающий вольного толкования норм права.
Таким образом, в предложенном Минтрансом варианте «Порядка» изначально
заложена вероятность возникновения многочисленных конфликтных ситуаций в ходе проведения весового/габаритного контроля, со всеми вытекающими негативными последствиями, обусловленными отсутствием однозначных формулировок, в связи с чем возможна весьма произвольная самостоятельная трактовка правовых норм, действующих на территории РФ.
В ряде пунктов «Порядок» противоречит действующему федеральному законодательству.
П.2 рассматриваемого «Порядка» предоставляет право на осуществление весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах федерального значения – Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее – Ространснадзор), на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, местного значения, на частных автомобильных дорогах общего пользования – соответственно,
организациям, уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, собственником частной автомобильной дороги.
Подобная трактовка свидетельствует о попытке фрагментировать единое правовое пространство РФ, со стороны Минтранса.
Как следует из толкования норм права,
«уполномоченной организацией» может выступать субъект бизнеса любой величины, формы собственности, вида деятельности, по тем или иным причинам допущенный к осуществлению весового и габаритного контроля.
Вместе с тем из текста Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г №1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах» (в ред. постановления Правительства РФ от 2 августа 2007 г. N 495) следует, что:
«4. Стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, на федеральных автомобильных дорогах организуются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Указанные пункты на других автомобильных дорогах
организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области дорожного хозяйства».
Передача функций контроля весовых и габаритных параметров транспортных средств любой «уполномоченной организации»
представляется недопустимой, так как неизбежно повлечёт за собой деформацию и подмену продекларированных целей и задач «Порядка»: вопросы обеспечения сохранности региональных, муниципальных, платных автомобильных дорог будут подменены исключительно коммерческими интересами «уполномоченных организаций».
Целью деятельности коммерческих организаций, соответствии со ст. 2 ГК РФ является извлечение прибыли. Следовательно, акцент в их работе будет направлен на то, как зарабатывать деньги из «несохранности» дорог, в связи с тем, что они вложили немалые средства в строительство, обустройство и эксплуатацию того или иного поста.
Опыт работы юридического отдела профсоюза Дальнобойщик и имеющаяся судебная практика показывают, что наибольшее количество нарушений, откровенное и наглое вымогательство взяток происходит на ныне действующих, незаконно созданных региональными властями, постах весового контроля, построенных и эксплуатируемых именно организациями, «уполномоченными» региональными властями. Сотрудники данных организаций являются по факту сотрудниками коммерческих организаций, они не являются «должностными лицами» в понятия УК РФ, таким образом, данные «уполномоченные» региональными властями «хранители дорог», будучи пойманными за руку на взятке, не подлежат уголовной ответственности за взяточничество!
Далее, п. 5 «Порядка» предусматривает, что «При весовом и габаритном контроле
Госавтоинспекцией, а также Ространснадзором на стационарных и
передвижных пунктах государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок осуществляются…»
Семантический анализ текста прямо указывает, что осуществление права проводить весовой и габаритный контроль предоставляется как Ространснадзору, так и МВД РФ в лице Госавтоинспекции
(субъекту «А», а также субъекту «Б»). Такое изложение
противоречит уже приведённому выше Постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1999 г №1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах» (в ред. постановления Правительства РФ от 2 августа 2007 г. N 495) где определено, что:
«4. Стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, на федеральных автомобильных дорогах организуются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта
по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации."
Из текста п.5 «Порядка» также следует, что весовой и габаритный контроль может производиться
как на стационарных, так и на передвижных пунктах контроля. Такое положение прямо противоречит Постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1999 г №1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах» (в ред. постановления Правительства РФ от 2 августа 2007 г. N 495), которым предусматривается функционирование
только стационарных постов и пунктов, в том числе и для осуществления весового и габаритного контроля.
Реализация положений «Порядка» неизбежно приведёт к ущемлению законных прав и интересов автоперевозчиков в части проведения процедуры контрольного взвешивания.
Используемое в настоящее время весовое оборудование в силу технологических особенностей изготовления и применения имеет так называемые погрешности измерения.
Существует множество факторов, влияющих на точность измерения в динамическом режиме (в движении): скорость и равномерность проезда площадки с тензодатчиками, ровность самой площадки и подъездных путей, природно-климатические условия, свойства перевозимого груза и т.п.
В динамическом режиме погрешность может достигать 100-500 килограммов на ось. То есть, для 5-6-осного автопоезда погрешность может составлять 2,5 тонны. На контрольных весах производится статическое взвешивание, машина поочередно заезжает каждой осью на весы и останавливается. Погрешность такого взвешивания составляет не более 50 кг.
Существует и «допустимая производителем погрешность», указанная в паспорте весового оборудования. Погрешность весов 1-го класса точности по ГОСТ 30414-96 равна +/- 1% от наибольшего предела взвешивания (НПВ), 2-го - +/- 2%. Наиболее распространенны 60-тонные весы, взвешивающие с погрешностью до 600 - 1200 кг на транспортное средство.
Наличие таких погрешностей, о которых сотрудники постов весового контроля не информируют водителей, достаточно часто превращает законопослушного автоперевозчика в правонарушителя.
В настоящее время Распоряжение Минтранса РФ от 10 ноября 2002 г. N ИС-1004-р, приложение 3, п 3.2. даёт возможность «
При несогласии водителя транспортного средства (лица, сопровождающего груз) с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги, транспортное средство
направляется инспектором - оператором на специальную площадку, оборудованную весами для контрольного взвешивания, показания которых являются окончательными при определении весовых параметров».
Для реализации указанного права п. 6 Распоряжения Минтранса РФ от 10 ноября 2002 г. N ИС-1004-р предусматривается наличие на посту весового контроля двух типов весового оборудования:
-
стационарные весы для взвешивания без остановки автотранспортного
средства;
-
весы для контрольного взвешивания;
В рассматриваемом «Порядке», глава III «Организация пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств», пунктом 13
регламентировано наличие только динамических весов, и наличие «площадки для контрольного взвешивания» без указания типа и вида обязательного оборудования, детализации и алгоритма действий сторон – каким образом, на каком оборудовании и с какими последствиями производится контрольное взвешивание.
Такие формулировки будут способствовать
продолжению порочной практики, когда на стационарных постах весового контроля, вразрез с требованиями отраслевых нормативных правовых актов,
отсутствуют весовые комплексы для контрольного взвешивания.
С правовой точки зрения, да и с точки зрения здравого смысла, ситуация выглядит абсурдной: весы для контрольного взвешивания обязательны, например, для объектов розничной торговли, где административная и уголовная ответственность работников, допустивших «недовес» или «обсчёт», наступает в буквальном смысле за «граммы» и «рубли». И в то же самое время отсутствует возможность проверить и контролировать достоверность весовых параметров транспортного средства, когда речь идёт о тоннах, штрафах в несколько сотен тысяч рублей, и о лишении водителя водительского удостоверения, то есть права работать.
В рассматриваемом документе присутствует и ряд смысловых неточностей.
П.6 «Порядка» допускает расхождение в результатах взвешивания, «если оно не превышает величины погрешности, установленной для используемого средства измерения, но не более 2% разрешенной величины.»
Исключающая разночтения и вольные толкования фраза о возможных допусках может звучать так:
Допускается расхождение между установленными на территории Российской Федерации весовыми параметрами транспортного средства и определенными по результатам взвешивания или указанными в специальном разрешении, если расхождение не превышает 2% разрешённой величины.
Превышение рассчитывается от допустимого весового параметра с учётом величины погрешности, установленной для используемого средства измерения предприятием-изготовителем.
Вывод
Основная роль оценки регулирующего воздействия заключается в отсеве необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта, оценке того, достигает ли регулирование поставленных целей, а также в оценке возможных последствий нового регулирования.
Как уже отмечалось, «Порядок» оставляет возможность вольного толкования норм действующего законодательства, а в ряде случаев по сути и по форме противоречит федеральному законодательству.
Так, Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 11 «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности» относит к полномочиям Минтранса (Ространснадзора) следующий перечень функций в следующей последовательности:
2)
установление общих требований к осуществлению контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог;
13)
установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее транспортные средства, осуществляющие перевозки крупногабаритных грузов),
порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и
порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
В отсутствие «Общих требований», оформленных в отдельный отраслевой нормативный правовой акт, принятие «Порядка осуществления весового и габаритного контроля» не соответствует принципам формирования эффективной взаимосвязанной нормативной правовой базы, и свидетельствует об отсутствии у Минтранса единой цельной политики в части осуществления контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог.
С точки зрения автоперевозчиков-практиков, нормы «Порядка», разработанного Минтрансом РФ, не способствуют пресечению злоупотреблений как со стороны недобросовестных автоперевозчиков, так и со стороны сотрудников постов весового контроля. Соответственно, не обеспечивают должной эффективности в обеспечении сохранности автомобильных дорог общего пользования.
В числе наиболее вероятных последствий принятие «Порядка» в предложенных формулировках
несёт в себе опасность реализации как избыточных административных ограничений, так и дальнейшего роста коррупционной составляющей в отношениях между субъектами. И если прогнозируемые Минтрансом выгоды лежат исключительно в плоскости «собрать деньги с автоперевозчиков», то прогнозируемые
издержки охватывают гораздо более широкий спектр экономических, социальных, и общественно-политических последствий.
Руководитель Межрегионального профсоюза «Дальнобойщик»
Войтко В.Е.