Не знаю, прорыв ли это в уходе за аккумуляторами, но прибор однозначно полезный. Искал что то подобное от каких нибудь радиолюбителей или хотя бы схему для самостоятельной сборки, а нашел готовый прибор от друзей китайцев. Скажу сразу, что прибор в руках не держал и даже не видел, но принцип его работы мне ясен, напишу все по порядку.
На большинстве грузовиков используется 24 вольтовая система электрооборудования, сделано это для получения высокой мощности в сети, без увеличения силы тока. Если кому нужны формулы, то вот:
напряжение х сила тока = мощность
Если идти по пути увеличения силы тока, то для больших величин потребуется увеличивать толщину проводов иначе они просто отгорят не выдержав нагрузки. Думаю проводку в машине все видели, вот это максимальное разумное сечение проводов, если делать их толще, то они будут стоить дороже, занимать больше места, иметь больший вес и прочее. При этом максимальный ток для них пускай 15А, предохранители обычно на 10А ставят, чтобы плавились не провода, а сгорел предохранитель, при превышении нагрузки.
Если использовать 12 вольт, то по формуле выше мы будем иметь
12 х 10 = 120 Ватт мощности
А если нам нужно больше, поднять силу тока, нужны толще провода, значит надо напряжение увеличивать. Берем 2 АКБ последовательно по 12 вольт и получаем 24 вольта
24 х 10 = 240 Ватт, уже не плохо.
Естественно для грузового автомобиля нужен мощный двигатель с различными электронными системами и самое главное, мощный стартер для проворота дизельного двигателя. Провода на стартер и его размер тоже все видели, вот если бы использовали стартер на 12 вольт, то потребовались бы провода в два раза толще и размеры стартера также удвоились бы. Вот так разработчики и пришли к 24 вольтовой системе электрооборудования.
Без плюсов не бывает минусов, с 24 вольтовой системой мы получили два последовательных аккумулятора, каждый из которых, это отдельное устройство, со своими химическими процессами и своими характеристиками. Соединив их последовательно мы перестали обращать внимание на каждый акб в отдельности и воспринимаем их как одно целое, но они не любят такого отношения и в результате начинают терять емкость.
Почему это происходит? Само собой рано или поздно химия внутри аккумулятора теряет свои свойства, истончаются свинцовые решетки аккумулятора, выпадают сульфаты на пластины, от этого не убежать, все это произойдет и в одном аккумуляторе, например в жигулях. Но в 24 вольтовой системе проявляется еще один очень важный момент, это разбалансировка аккумуляторов. Объяснить просто, имеем два аккумулятора из магазина, оба только с завода, одинаково заряжены, имеют ну например по 13.00 вольт на каждом, мы их ставим на машину, общее напряжение 26 вольт, крутнули стартером, напряжение немного просело например до 24 вольт, то есть 12.00 и 12.00 вольт на каждом, затем пошел заряд от генератора в 28 вольт. аккумуляторы до заряжаются, ведь на них подается 28 вольт, а на них было 13 и 13 = 26, аккумуляторы принимают заряд так, чтобы общее стало 28 вольт, ведь подается заряд на два, то есть зарядившись они будут иметь по 14 вольт на каждом. В начале оно так и есть, но вот мы поездили день, два, неделю и так как одинаковых акб не бывает, один немного потерял емкость и стал 12.8 вольт, а другой так же 13.00. Мы заводим, на них подается 28 вольт, тот что был 13 доходит до 14 вольт, а другой только до 13.8, общее 27.8 вольт. Но генератор то не знает об этом, он заряжает до 28, он видит, что еще мало, надо дозарядить. В результате на одном становится 13.9 он еще не заряжен, а второй уже 14.1 пошел перезаряд. А общее при этом 28 вольт. При следующей разрядке, тот что меньше напряжением, разряжается еще ниже, а тот что выше, имеет напряжение выше нормы. К примеру это 12.6, а второй 13.1, завели, пошло 28 вольт, один дошел до 14, уже кричит хорош, а на втором 13.6. Система зарядки видит, что на аккумуляторах 27.6 вольт, разряжены, ща мы их добьем до 28, все будет пучком. Тот что был 14 вольт лезет выше 14.1 второй 13.7, общее 27.8, генератор заряжает их дальше. Первый достигает критического насыщения и начинает закипать, то есть бурлить и терять воду из смеси электролита в банках. Наконец то стало 14.2 и 13.8. Общее 28 вольт, это напряжение держится всю поездку, первый все это время кипит и теряет воду, второй не дозаряжен на 0.2 вольта, в нем начинается процесс сульфатации, потеря емкости из за не дозаряда.
С каждым днем процесс прогрессирует, первый кипит все сильнее и сильнее, второй все меньше и меньше заряжается. В какой то момент в одном уровень электролита опускается до критического и он выходит из строя, второй покрывается сульфатами, но еще работает.
Вот тут начинается самое интересное
мы выкидываем один акб и ко второму ставим новый. На сульфатном не дозаряженном 12.6 вольт и рядом ставим новый в 13 вольт и пошла зарядка до 28. Все поняли???
Тогда погнали дальше. Сел водитель в машину, блин а где мафон, а рация где? Хозяин жлоб, даже преобразователя нет, старый сгорел, ща я провод на перемычку протяну, будет 12 вольт. Нисшшшштяк, с музончиком теперь, где тут семки у меня
На аккумуляторы подается 28 вольт, с одного пошла разрядка на мафон и прочее, а второму пошел больший ток заряда, с каждым днем все больше и больше. Приезжаем к описанию выше намного быстрее. Не обязательно магнитола, это может быть например подцепленный прицеп с обвязкой на 12 вольт, к тягачу с системой на 24 вольта без преобразователя, либо еще что.
Ну вот и походим к развязке, блин я уже печатать устал, но проплачено
Шучу, шучу. В общем вот такую интересную вещь придумали китайцы, у нас почему то вообще нигде ни разу не видел.
Приборчик имеет три провода, красный, черный, белый. Красный подключается на плюс к акб, черный к минусу другого акб, а белый на перемычку между аккумуляторами. Как только на одном из аккумуляторов, напряжение становится меньше или больше другого на 0.07 вольт (да именно 0.07 вольт) прибор начинает уравнивать напряжения аккумуляторов, то есть перекачивать емкость из одного акб в тот на котором напряжение ниже.
Например просел один до 12.93, а на втором 13.00, приборчик равняет напряжения в обоих аккумуляторах до разницы в 0.003 вольта и переходит в режим ожидания, как только опять появится разбег более 0.07 вольт, он опять их равняет по напряжению и отключается. То есть работает только по необходимости, а не постоянно. Что тоже плюс прибору. Перекачивается как из правого в левый, так и наоборот. Отключение прибора не требуется, то есть поставил и забыл. Советуют отключать, если машиной не пользуются более 4 месяцев, так как возможна ситуация, что один акб будет просаживаться, второй его заряжать собой и тем самым сядут оба. Но в приборе по описанию есть защита, когда напряжение опустится ниже 10 вольт на каком то аккумуляторе, чтобы не угробить оба акб, прибор отключится и позволит умирающему, умереть в одиночку. Максимально возможный ток балансировки до 6А, то есть если сажать один аккумулятор, например электро насосом для колес, то со второго будет перекачиваться заряд в разряжаемый, в результате насос будет работать как бы от двух акб. Хотя с трудом представляю грузовик без компрессора, но мало ли, кто как колеса качает или еще чего.
Вот такая интересная вещь. Производитель заявляет до увеличения срока работы АКБ в 2-3 раза. Что в принципе может и похоже на правду, если все досконально обдумать. Как наяву не знаю.
Продают приборы на Алиэкспресс, цена одного приборчика 1500 рублей, где то дешевле, где то дороже. Если брать партией 10 штук, то каждый выйдет по 900 рублей с бесплатной доставкой. Ссылочка вот
http://ru.aliexpress.com/item/Battery-equalizer-2-X-12V-used-for-lead-acid-batteris-Balancer-charger-for-12V-24V-36V/32275715133.html это один.
Вот тут продают партию в 10 штук
http://ru.aliexpress.com/item/battery-balancer-for-12V-lead-acid-battery-connected-in-series/2040168994.htmlЯ думаю владельцам парка машин, которые замучились покупать акб это будет интересно, да и всем остальным. Вот только бы проверить кому нибудь, как работает. Действительно ли равняет, тогда можно кому нибудь партию для форумчан купить и распределить желающим. Я думаю, что скоро спрос на такие штуки попрет, если они работают. Никто испробовать не желает?
Теперь как узнать, что вам нужен этот прибор? Снимаете крышку с аккумуляторов, берете тестер китайский за 200 рублей, ставите режим измерения напряжения, подносите щупы сначала на клеммы одного АКБ, запоминаете показания, затем подносите на клеммы другого и так же меряете. Желательно делать это на заглушенном автомобиле, после отстоя хотя бы в пару часов, но можно и при работе. Есть разница в показаниях, более чем в 0.1 вольт, все, у вас уже пошел описанный процесс. После установки прибора, разница напряжении должна исчезнуть при любых режимах работы.
Собственно то вот и все, не реклама, может кому понадобится, за темой сам послежу, может кто испытает, тогда можно своим предложить, вдруг на экономии аккумуляторов, мне премию дадут на шоколадки. Ништяк бы
А чуть не прогнал, я нашел и российского производителя чего то подобного, но прибор они заявляют как промышленный и цены наших приборов обычно дороже китайских. Цену они не указали, типа пишите, звоните. Может и с ними можно договориться, но это уже могут рекламой воспринять. Так что ссылку на нашего могу дать в личку, либо здесь, если разрешат. Но опять же повторюсь, мне тут еще один прибор нужен был, я тоже искал, искал, нашел производителя, высылают почтой, цены 800 с копейками, хотел уже купить, но полез на алиэкспресс, там с лучшими характеристиками заказал за 250 с бесплатной доставкой. Вот такая арифметика, думаю и с этим так же будет. Так что пока продаваны не пронюхали, надо испробовать.