исх. 06/04-ОВ от 19 апреля 2010 г
Депутату Государственной Думы РФ,
Члену комитета по бюджетам и налогам
Государственной Думы РФ,
Первому заместителю руководителя
фракции «Справедливая Россия»
О.Г. ДМИТРИЕВОЙ
Информационная записка
о состоянии рынка автомобильных перевозок
и экспедиторских услуг
Уважаемая Оксана Генриховна!
В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 5,7 млн единиц коммерческого (грузового) транспорта (с учётом транспорта МО, МВД, МВЧ, сельхозпроизводителей, автобусного автопарка).
Автотранспорта средней и большой грузоподъёмности, обеспечивающего межрегиональные автоперевозки грузов, насчитывается более 1,5 млн единиц. В финансовых показателях ёмкость рынка автомобильных услуг оценивается, как минимум, в 3,5 трл рублей в год.
Взаимоотношения сторон, участвующих в перевозке грузов автомобильным транспортом, можно рассмотреть на примере приведённой схемы.
Грузоотправитель через цепочку посредников осуществляет подбор необходимого количества транспортных средств. В этой цепочке каждое промежуточное звено выступает, как правило, перевозчиком для заказчика перевозки, и, соответственно, заказчиком для последующего контрагента. Таким же образом производится расчёт за транспортную услуг – деньги от непосредственного грузоотправителя до непосредственного перевозчика проходят через нескольких посредников, оставляющих себе часть первоначальной суммы.
Применение такой схемы приводит к масштабным нарушениям действующего законодательства (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс), негативно сказывается на рентабельности бизнеса самих автоперевозчиков, а также на наполнении бюджета, в первую очередь из-за увода значительных финансовых ресурсов в «теневой» сегмент экономики.
Вместе с тем существующее законодательство чётко предписывает и определяет ряд основных положений деятельности субъектов бизнеса автоперевозок.
Договор перевозки грузов автомобильным транспортом является двусторонним договором, заключённым между грузоотправителем и грузоперевозчиком.
Цитата:
ГК Статья 785. Договор перевозки груза
1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Под договором перевозки ГК понимает реальный договор перевозки, т.е. заключаемый путем вручения груза отправителем перевозчику. Договор перевозки груза возмездный и двусторонний. Его сторонами являются перевозчик и отправитель. Перевозчиком могут быть соответствующие транспортные организации любой формы собственности, владеющие транспортным средством и осуществляющие его эксплуатацию. Отправитель груза - лицо, вручающее от своего имени груз перевозчику.
Провозные платежи устанавливаются соглашением сторон. (ст. 790 ГК РФ)
Договор перевозки и, в том числе, факт вручения груза перевозчику, подтверждается оформлением транспортной накладной.
Отправителем груза, в соответствие с действующим законодательством,
может выступать как непосредственно производитель товарно-материальных ценностей, оптовый продавец и т.п., так и действующий по их поручению экспедитор.
Деятельность экспедитора регламентируется Федеральным закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и гл 41 ГК РФ. Ключевой момент в деятельности экспедитора –
переход к экспедитору права собственности и ответственность за груз на время его доставки. Исполнение функций экспедирования определяется наличием следующих документов:
-
поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
-
экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
-
складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Обращаем внимание, что при реализации единственной легитимной схемы, включающей в себя наличие экспедитора, именно экспедитор выступает в роли грузоотправителя, оформляя соответствующие провозные документы.
Процесс перевозки грузов автомобильным транспортом
предполагает также использование схемы с участием «транспортного агента», действующего на основании ст.1005 «Агентский договор» ГК РФ.
Агентский договор подразумевает, что, например, грузовладелец за некий оговорённый процент поручает агенту найти компанию-перевозчика, имеющего необходимые транспортные средства. При этом в товарной накладной отправителем выступает владелец груза. Перевозчиком выступает владелец транспортного средства. Взаиморасчёт за оказанную услуг по перевозке грузов производится непосредственно между грузоотправителем и грузоперевозчиком, и в зависимости от условий агентского договора, вознаграждение агенту перечисляется одной из сторон договора перевозки: либо грузовладельцем, либо перевозчиком.
Таковы нормы действующего законодательства. Однако практика последних десятилетий привела к созданию совершенно искажённой картины взаимоотношений в перевозках, как автомобильных, так и мультимодальных (использующих авиатранспорт, ЖД, речной и морской транспорт).
Между реальным владельцем груза (плательщиком) и реальным пере-возчиком существует и функционирует прослойка посредников, так называемых «экспедиторов», «диспетчеров», ТЭКов. Подавляющее большинство из них являются фиктивными юридическими лицами, либо фирмами-однодневками, либо физическими лицами, ведущими незаконную предпринимательскую деятельность.
На настоящий момент в экономике страны действует не менее 100 000 подобных посреднических структур.
Их деятельность привела к практически полной деформации рынка автоперевозок. Диктат паразитирующих посредников, не являющихся производителями услуг, негативно сказывается на финансовых результатах деятельности перевозчиков, что, в свою очередь, прямо ведёт к снижению коэффициента исправности парка грузовой техники, к снижению квалификации персонала, к несоблюдению режима труда и отдыха водителей, и, как следствие, к катастрофическому положению с обеспечением безопасности дорожного движения. Становится невозможной обратная связь между заказчиком грузоперевозки и перевозчиком. Значительная часть финансовых средств оседает у посреднических структур, вместо того, чтобы быть задействованными в рыночных механизмах развития отрасли.
Ещё более деструктивное воздействие функционирование подобных схем оказывает на формирование и наполнение государственного бюджета.
Так, только на сокрытии и расхищении НДС компаниями-посредниками, на чьи счета поступают деньги грузоотправителей за выполненные перевозки, до бюджета жегодно не доходят сотни миллиардов рублей.
Около 500-600 тысяч единиц коммерческого транспорта, выполняющего межрегиональные перевозки, работают на вменённой системе налогообложения. Однако грузоотправитель перечисляет на посредническую структуры сумму оплаты за транспортную услугу «включая НДС». Простой арифметический расчёт показывает, что не менее 250 млрд рублей налога на добавленную стоимость уходит "в тень". Это – цифры без учёта работы строительной техники, спецтехники, автомобилей малой грузоподъёмности, обслуживающих мупиципальные, городские перевозки.
Аналогичные схемы с использованием посреднических структур, ши-роко используются частью крупных товаропроизводителей для завышения себестоимости продукции компаний-товаропроизводителей, и уменьшения налогооблагаемой базы налога на прибыль: под видом оплаты за транспортную перевозку на счета посредников перечисляются суммы, порой кратно превышающие стоимость непосредственной оплаты услуг автоперевозчика, эти суммы обналичиваются и уводятся из-под начисления налогов. Особенно часто подобные криминальные схемы используются при автоперевозках, осуществляющихся за счёт бюджетов различных уровней.
В качестве вполне доступных и реализуемых механизмов противодействия сложившейся ситуации предлагаем рассмотреть и обсудить следующие предложения профсоюза «Дальнобойщик».
Исходные данные: сложившаяся ситуация возможна потому, что нет действенного контроля за соответствием получателей денежных средств за оказание транспортной услуги, с информацией, прописанной в договорах перевозки, транспортных накладных, путевых листах.
1.
Рекомендовать Министерству по налогам и сборам при проведении налоговых проверок всех уровней обращать особое внимание на соответствие получателя денежных средств за оказание транспортных услуг с записями в транспортной накладной. Выявление фактов оплаты за оказание транспортных услуг на счета посреднических компаний, фактически не являющихся ни перевозчиками, ни экспедиторами, ни агентами должно расцениваться как налоговое преступление, служить поводом для проведения расследований, и принятия предусмотренных действующим законодательством мер, от доначисления «уводимых в тень» налогов, до передачи дел в правоохранительные органы
2.
Уполномоченным органам, осуществляющим контроль за деятельностью автотранспорта на автомобильных дорогах РФ, вменить в обязанность сопоставление записей в транспортной накладной и путевом листе транспортного средства. Данные о перевозчике, обозначенном в соответствующей графе транспортной накладной, должны, как минимум, соответствовать данным, указанным в путевом листе водителя транспортного средства. В случае несоответствия необходимо применять механизм, позволяющий проводить задержание транспортного средства с грузом, с последующей передачей материалов в органы дознания и следствия.
3. Следует признать, что
предложенные меры необходимы, но недостаточны для эффективных позитивных изменений на рынке автоперевозок. В закон о транспортно-экспедиционной деятельности необходимо вводить поправки, подразумевающие наличие достаточного финансового обеспечения у компаний-экспедиторов. Поскольку экспедиторская деятельность по формальным признакам не подпадает под действие ФЗ 315 «О саморегулировании»,
инструменты финансового обеспечения и ответственности могут включать в себя как наличие банковского депозита, так и эффективно работающие механизмы страхового покрытия. Наличие таких инструментов станет серьёзным препятствием для бесконтрольного появления посреднических фирм-однодневок, основная задача которых – «отмывка» НДС и увод денег из налогооблагаемой базы предприятий.
С уважением, руководитель
Межрегионального профсоюза «Дальнобойщик»
Валерий ВОЙТКО
--------------------------------------------------------------------------------
Планируется несколько мероприятий по развитию тезисов, изложенных в этой бумаге. Времени для обсуждения в профессиональной среде, разбора плюсов и минусов, анализа и прогноза развития ситуации - море... Обсуждаем?