М10.
Опять вечер,опять Санкт-Петербургская таможня,опять выбор — домой,с выездом утром по светлому или ночная гонка до утра,с попыткой зайти в Москву перед пробками...
Время восемь вечера,звонок,фраза — подходи за документами.
Завел мотор,пошел,получил,всё проверил,выехал за ворота,500 метров и окружная Спб,полоса разгона,мотор поет и просится в дорогу,как и я собственно...
Решение приходит через пару километров КАДа, - не хочу я в город,на парковку,поеду пожалуй!
Всего лишь 30 минут и я проезжаю нужный съезд к спокойной ночи,привычно съезжая на следующем,в направлении М10,в область.
Первое сожаление о решении приходит скоро,с момента остановки в традиционной «пробке»,что вечерами образуется от Спб — до поворота на Колпино,хоть она тоже какая-то родная,неизбежная,привычная...
20-40 минут дергания,два ряда забитых машинами полос дороги,каменные лица хамов,поднимающих пыль с обочины,вечно спешащих и ломающих свои машины на ямах «третьей полосы» и свобода!
Сумбурная свобода,машин много,я понимаю,что они не пропадут и придется думать над маневрами,но это уже не стояние,это движение!
Можно набрать крейсерскую скорость и двигаться,даже веременами включая круиз-контроль.
Главное не расслабляться и помнить,что этот чертырех-полосный «автобан» имеет название «Россия»,где ямы на покрытии дорог не исчезают никогда и хотя большинство уже помнишь,новые появляются часто и в непредсказуемых местах.
Если задуматься о том,что пролетает мимо,то первое о чем думаешь — это контраст современности и старого, сохранившегося с времен ямщиков и лошадей,с уже чуждым нашему слуху названиями деревень,которые не построили бы в таком количестве около автомагистрали в наши времена.
Количество их поражает все 750 км пути,из которых добрая треть,если не больше,проходит под белыми знаками,обозначающими населенный пункт,что в прочем не заставляет притормаживать поток транспорта,если встречное мигание фар или голос в эфире не дают предупреждение о засаде гаишников,которые в достаточном количестве присутствуют здесь.
Бросая взгляды на знаки,с названиями деревней невольно задумываешься над смыслом,который определенно есть,с исконно-русской простотой говорящий об истории и давности создания, -
Ям-Ижора,Болотница,Любань,Померанье,Бол.Опочивалово,Яжелбицы,в перемешку с названиями новой истории, - Ленсоветовский,Ульяновка,Первомайское.
И всё это на фоне новейшей инфраструктуры,построенной в последнее десятилетие,в виде шикарных заправочных комплексов,актуальных парковок для грузовиков,мотелей,сервисов и шиномонтажей.
Вы без проблем найдете где поесть на свой вкус,где заночевать и где окажут помощь в ремонте.
Такой же контраст как и во внешнем виде присутствует и на дорожном полотне,которое по качеству и устройству тоже можно поделить на отрезки,требующие разного стиля вождения и скорости движения.
Первые неудобства возникнут на растоянии 130-140 километров от Санкт-Петербурга,когда исключительно по-русски четырех-полосная дорога превращается в трёх-полосную,с преимуществом двух встречных полос,со скромными предупреждающими знаками и традиционной «сплошной»,которая как обычно нарисована не в том направлении,что видно невооруженным взглядом.
Здесь начинается второй отрезок пути,который,за исключением короткой передышки на новой четырех-полоске в районе объездной Великого Новгорода,будет трёх-полосным на сотни километров.
Буквально сразу же после сужения образуются колоны из грузовиков,скорость движения падает и надо срочно вспоминать расположение и назначение педалей транспортного средства.
Дальнейшее движение превратится в постоянные разгоны на обгонах и постоянные торможения при их завершениях.
Я не знаю,в каком университете обучались люди,проектирующие разметку,но то,что они и близко не должны были быть допущены к проектной документации не вызывает сомнения у любого адекватного водителя!
Поскольку на дороге три полосы,то наиболее важной,опасной и требующей расчета становится средняя полоса,которая меняет направленность преимущества движения.
К огромному сожалению констатирую,что создатели разметки сделали всё,чтобы заблокировать движение,повысить аварийность и дать заработать представителям ГИБДД.
Слишком короткие полосы для обгона,начинающиеся и заканчивающиеся без всякой логики и претензии на безопасность!!
С частыми окончаниями в местах с ограниченной видимостью и разделяющим пятидесятиметровым островком безопасности,где не исчезают следы экстренных торможений и аварий.
И если те,кто постоянно и часто ездит по этой дороге уже просто помнит разметку и знает чего ждать,то человек попавший впервые сюда вынужден либо смириться со скоростью колонн грузовиков,либо поиграть в «русскую рулетку»,успею — не успею.
Разминка такого движения в прочем короткая,не более 50 км,до места выхода на Новгородскую окружную,где остановиться придется всем,поскольку этот участок не имеет дорожного покрытия на данный момент.
И хотя работы идут полным ходом и всё значительно лучше,чем в предыдущие годы,но попасть в реальную «пробку»,из-за крадущихся по ямам грузовиков можно и сейчас.,хоть это далеко не всегда и зависит от времени суток,в основном под вечер,когда идет основной поток машин.
Немного терпения и выдержки позволят пройти плохие участки не калеча нервы и автомобиль.
Терять время на ямах придется до населенного пункта Литвиново,потратив на плохую дорогу примерно 1,5 часа.
Ни с чем не сравнимо ощущение выезда на асфальт без ям и осознания,что впереди большой участок хорошей дороги!
Но не стоит расслабляться,поскольку экзотическую разметку никто не отменял,надо быть готовым со скорости в 90км/ч быстро останавливаться до 20км/ч,поскольку трасса перегружена перегруженной техникой,которая не состоянии преодолеть бугры Валдайского района на адекватной скорости,ну а люди давшие преимущество обгонов на спусках и запреты сплошными на подъемах ЦЕНЗУРА,ну да да будут они здоровы,словом!
Терпение и ещё раз терпение,это пожалуй главный критерий безопасности на этой дороге.
Тем не менее,немного включив голову и планируя обгоны заранее,можно передвигаться довольно быстро,пробираясь через колоны грузовиков,с редкими просветами свободной дороги.
К сожалению,это опять требует знания разметки,которое дает возможность подойти к обгоняемому автомобилю уже на высокой скорости и эффективно использовать каждый метр обгонной полосы.
Кроме хорошего асфальта на этом участке Вас порадуют пейзажи если Вы едете днем,с Валдайских бугров можно наблюдать потрясающие виды,разнообразие «архитектуры» деревень тоже порадуют взгляд городского жителя,приятными воспоминаниями останутся изредка попадающиеся восстановленные и ухоженные церкви,построек прошлых веков.
Помните,что Ваше настроение зависит от Ваших же способностей увидеть хорошее,что в достаточном количестве присутствует вокруг Вас,где бы Вы не находились!
На самом деле,по-настоящему радует этот большой участок довольно хорошей дороги,быстро пролетают и Валдай,и В.Волочек(если нет пробки на единственном светофоре),и вот уже Тверская область,которая тоже встречает хорошим асфальтом вплоть до населенного пункта Зизино,после которого придется сбросить скорость,поскольку Вы попадаете на второй,плохой участок дороги этой трассы.
Здесь придется набраться терпения примерно на полчаса,проезжая «знаменитую» деревню Большая Кисиленка(«оплот» дальнобойного общепита),проезжая Торжок и постепенно подбираясь к Твери,километров за 50 перед которой начнется снова хорошая дорога и уже не закончится до самой Москвы.
Короткий сумбур на трёх-полоске Тверской окружной,выход на четырех-полоску и тапку в пол!
Мой путь из Санкт-Петербурга до этого места занял восемь часов с копеечкой,время четыре утра,неплохой шанс доехать до места без пробок остается,ещё час и вот уже город Клин,где можно сделать выбор дальнейшего направления движения, груз у меня не тяжелый и я решаю ехать прямо,хотя есть возможность объезда по автодороге 108,с заходом в Москву по Новорижской автомагистрали,без светофоров.
(Рекомендую этот объезд всем,если Ваш путь лежит на наружную сторону МКАДа и если Вы едете днем,разница в километрах около 30-ти,достойная по качеству дорога,можно серьезно съэкономить время попадания на МКАД.)
Участок же от Клина до города Химки обильно сдобрен светофорами,буграм и плотностью потока,но соблюдая внимательность и отслеживая светофоры издалека можно и здесь быстро передвигаться.
Итогом плотной,ночной езды становится выезд на МКАД,время около шести часов утра,Москва начинает просыпаться и с каждым километром на дороге всё больше машин,шансы не попасть в пробки нужно расчитывать до семи утра,после уже надо быть готовым постоять на подъездах к городу и на въездах в него.
Ну это так,на вскидку,особо не раздумывая,прошу сильно не бить и не ругать,всё-таки я водитель грузовика,а не журналист и не писатель!
Но,всё-таки надеюсь,что мой взгляд на дорогу более оптимистичен и не сдобрен вымышленными подробностями
Словом М10 не так уж и плоха,позволяет быстро передвигаться,имеет условия для нормальной жизни водителя грузовика,а основными минусами является огромная плотность потока,огромная разница в классах автомобилей и их скорости передвижения,глупая и небезопасная разметка,обилие населенных пунктов и оставшиеся участки плохих дорог.