Кавитация — (от лат. cavitas — пустота) — образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая кавитация). Существуют и другие причины возникновения эффекта. Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырек захлопывается, излучая при этом ударную волну. Согласно определению «Когда жидкость подвергается давлению ниже порогового (напряжению растяжения), тогда целостность ее потока нарушается, и образуются парообразные полости. Это явление называется кавитацией. Когда местное давление жидкости в некоторой точке падает ниже величины, соответствующей давлению насыщенного пара при данной окружающей температуре, тогда жидкость переходит в другое состояние, образуя, в основном, фазовые пустоты, которые называются кавитационными пузырями. Возможно и другое образование кавитационных пузырей путем местной подачи энергии. Это может быть достигнуто фокусировкой интенсивного лазерного импульса (оптическая кавитация) или искрой электрического разряда». Физический процесс кавитации близок процессу закипания жидкости. Основное различие между ними заключено в том, что при закипании изменение фазового состояния жидкости происходит при среднем по объёму жидкости давлении равном давлению насыщенного пара, тогда как при кавитации среднее давление жидкости выше давления насыщенного пара, а падение давления носит локальный характер.
Кавитация может разрушить практически любое вещество. Последствия, вызванные разрушением каверн, ведут к большому износу рабочих органов и могут значительно сократить срок службы винтов, насосов, мокрых гильз и других деталей. Мокрые гильзы устанавливаются в двигателях тяжелонагруженных автомобилей для того чтобы:
Улучшить передачу тепла Повысить эксплуатационную надёжность тяжелонагруженных двигателей
Для улучшения теплообмена и лучшей работоспособности, многие двигатели большой мощности имеют мокрые гильзы. Под сильным напряжением двигателей большой мощности эти гильзы вибрируют. Вибрация создает пузырьки воздуха, которые взрываются у наружной поверхности гильз. Это называется кавитацией, которая вызывает язвенную коррозию, способную повредить или разрушить мокрые гильзы. А когда антифриз смешивается с маслом…это конец!Один из самых часто встречающихся и дорогостоящих ремонтов системы охлаждения – это восстановление перфорированной мокрой гильзы. 
Температура при сгорании топлива достигает, например, в дизельных двигателях до 2.000°С, треть образуемой тепловой энергии отводится через систему охлаждения. Поэтому, очень важно эффективное охлаждение двигателей. К самым серьезным последствиям приводит возникновение кавитации. При работе двигателя, происходит мощная высокочастотная вибрация гильз цилиндров. При этом возникает разряжение между стенкой гильзы цилиндра и охлаждающей жидкостью, выбивающие оттуда мельчайшие кусочки металла. Это происходит миллионы раз, в результате чего стенки гильз разрушаются и в них образуются сквозные отверстия, как будто проколотые иглой. Двигатель выходит из строя, последствия кавитации видели многие механики, занимающиеся ремонтом.
Из-за этой проблемы, охлаждающие жидкости для сверхмощных двигателей должны содержать специальные ингибиторы SCA или быть основаны на современной технологии органических кислот. Обе эти технологии помогают защитить систему охлаждения путём блокирования вырывающихся пузырьков воздуха. В зелёных антифризах эти функции должны выполнять нитридные присадки, использование которых сопряжено со множеством трудностей.
Во-первых, нитриды довольно быстро истощаются и как следствие уровень их защиты заметно снижается. Во-вторых, сами по себе нитриды нестабильны и могут выпадать в осадок, образуя в системе охлаждения осадки и гель. В-третьих, увеличение концентрации этих присадок приводит к коррозии алюминиевых сплавов и припоя.
Как вывод, неорганические нитридные присадки не могут обеспечить защиту от кавитации мокрой гильзы на уровне, которого требуют современные условия эксплуатации. Как следствие, зелёные охлаждающие жидкости с высоким содержанием силикатов чувствительны к такого рода проблемам, которые могут привести к блокировке радиатора и нагревательных стержней, засорению фильтров. Кроме того, зелёные антифризы могут снизить прочность водяных насосов и привести к дорогостоящему ремонту. По этим и многим другим причинам зёленые антифризы не получили ни одного допуска к использованию от крупнейших производителей автотранспорта.
Решением проблемы станет использование розовых, содержащих высокотехнологичные присадки SCA, или красных антифризов, основанных на технологии органических кислот. Не стоит рисковать своим бизнесом и жить вчерашним днём, в то время как новые технологии защиты двигателя Вашего автомобиля уже доступны!
_________________ Planning a trip is all well and good, but getting out on the road is the thing to live for.
|