Сладкое без пропуска: экономика ограничения въезда грузового транспорта на МКАД
Ситуация, в которой оказался Михаил Опарин, руководитель транспортной компании «ТЭК Лагуна» из Удмуртии, настолько стандартна, что может служить весьма показательным примером. Типичный, так сказать случай. И типичные последствия стратегически важных решений, принимаемых без должной подготовки и учёта всех социально-экономических последствий.
Одно из направлений деятельности транспортной компании – перевозка продуктов питания по маршруту г.Глазов (Удмуртия) – г.Москва. Город Глазов находится примерно на середине пути между Кировом и Пермью.
У Михаила Опарина годовой договор, по которому «Лагуна» по заявкам компании «МосТрестКондитер» еженедельно отправляет из Глазова в Москву 5-6 автопоездов-рефрижераторов с зефиром, печеньем, конфетами. По машине в день. Производство кондитерки находится в Глазове. Этот пищекомбинат - региональное подразделение «МосТрестКондитера». Не то чтобы градообразующее предприятие, но работают там около 500 человек. Для депрессивного, в сущности, региона – достаточно много… В своё время московскими коммерсантами было принято «политически грамотное», да и просто эффективное с точки зрения экономики решение – развивать производство именно там. Рабочие места, зарплаты, налоги… Основной объем, 90% продукции отправляется в Москву, остальное, совсем по чуть-чуть – на Пермь и Екатеринбург. В Москве рефрижераторы разгружаются на складах компании и её партнёров. В Видном, в районе внешней стороны МКАД, и внутри МКАДа, в районе станции метро «Нагорная». Оттуда, соответственно, уже по московским магазинам. Ночного режима работы на складах нет, и не предвидится – не те объёмы, не те обороты и прибыль…
- Да, был в курсе введения пропускного режима, да, заранее готовился, -- говорит Михаил Опарин. – Но особо не переживал. Все наши машины – это новые тягачи, экологического класса от Евро-3 до Евро-5. Оформил все документы, вывешенные на сайте ДепТранса Москвы, включая бумаги, определяющие принадлежность/собственника транспортных средств, схемы маршрутов, договоры с заказчиком, транспортные накладные, заявки. Приехал в столицу, сдал документы. В первый визит получил отказ. Претензия чиновников – мало груза возите. По их представлениям, а в сущности, по их требованиям, фура должна быть заполнена не менее, чем 80% от грузоподъёмности. То есть перевозить 16-20 тонн груза…
О как! Ну, действительно, чиновник, выписывающий пропуск – он же не логист, не перевозчик, не складской учётчик! А спрашивать у него про логику и здравый смысл бесполезно. Как ему объяснять, что ОБЪЕМ рефа с кондитеркой из города Глазова заполнен целиком! В полуприцеп входит 33 европаллета, и не больше! Столько и ставят… А что зефир – не кирпичи, поэтому масса перевозимой кондитерки рейс от рейса остаётся в пределах 10-13 тонн – это тоже «вне пределов компетенции» чиновника? И вторым ярусом поддоны не впихнёшь – раздавятся все… А ещё на фурах возят чипсы, прокладки и туалетную бумагу, бытовую технику, утеплитель и пенопласт для строек, и много всего другого. Вкусного, нужного в быту и производстве, но, блин, лёгкого. Полуприцеп забит под завязку – а вес небольшой… При этом он, чиновник, как и миллионы москвичей, всё это использует и потребляет, не задумываясь, что транспортное средство, привозящее ему всё это счастье, ну никак не вписывается в придуманный норматив про «загрузку 80% от грузоподъёмности»!
- И чего? Утёрся, вернулся домой, - продолжает Михаил. - Составили допсоглашение с заказчиком, где для чиновников были чётко расписаны вес, объём, условия перевозки груза(количество коробок, которые можно ставить одну на другую). Снова поехал в Москву. Однако второй визит ясности не добавил. Представитель ДепТранса объявил, что несмотря на все документы, пропуск, скорее всего, мне, иногородему перевозчику, московской власть предоставлен не будет. Попробуйте, мол, обратиться в областной минтранс. В Красногорске, где выдают «областные пропуска», передал все документы на оформление пропуска некоему господину Седову В.В. Общение, мягко говоря, не получилось. Мне сразу было заявлено, причём как-то так агрессивно и напористо, что, вероятно, тоже будет отказ. Я потребовал оформить этот отказ в письменной форме – почему и на каких основаниях. Потому что для меня отсутствие пропусков – невозможность исполнять договорные обязательства перед заказчиком. Должны быть веские обоснования срыва договорных отношений. Веских обоснований в письменном виде от чиновника Седова В.В. я, естественно, не получил… Получил совет перевозить грузы на среднетоннажниках и «Газелях»…
А вот этот совет имеет смысл рассмотреть подробнее.
Ставка на перевозку автопоездом-рефрижератором 12-ти тонн кондитерки из Глазова до Москвы – 26500 рублей. Она включает в себя все расходы транспортной компании на содержание транспортного средства, топливо, зарплату работников, налоги, кредиты, амортизацию, норму рентабельности. Груз размещается, как было сказано выше, на 33-х поддонах.
Чтобы не влететь под «грузовые ограничения» на МКАДе, надо использовать грузовой автомобиль, такой, например, как среднетоннажник «МАЗ-Зубрёнок». Вместимость – 10 поддонов. Соответственно, для перевозки указанного объёма продукции потребуется 3,3 «Зубрёнка». Ставка (фрахт) «Зубрёнка» по этому маршруту составляет 25000 рублей. Такая вот рыночная система ценообразования – чем меньше машины, тем дороже перевозка…
Транспортные затраты производителя кондитерки на одной товарной партии из рефа, если перекидывать эту партию на среднетоннажники, возрастают с 26500 рублей до 82500 рублей.
В малотоннажную «Газель» помещается только 5 поддонов. Потребность – 6,6 «Газелей». Расходы поднимаются до 108 900 рублей. То есть затраты на доставку одного килограмма конкретной продукции - зефира, конфеток и печенек, - возрастают уже в четыре раза. Нет смысла сейчас говорить о количестве небольших грузовичков на МКАД, об объёмах сожжённого топлива, экологии и т.д. и т.п.
Самый вероятный сценарий последующего развития событий может быть примерно следующим.
Транспортная компания, скорее всего, без работы не останется и не разорится. Ну, частично распродаст парк грузовиков, уволит нескольких водителей, будет искать другие грузы и другие маршруты, обходящие собянинские ограничения на МКАДе.
Кондитерский комбинат, не самое прибыльное предприятие, скорее всего, потянуть возрастающие затраты если и сможет, то с трудом. И недолго. Конкуренция в розничной сети не даст ему возможность компенсировать ростом отпускной цены свои возрастающие затраты: кроме транспорта, расходы ведь разбухают на всё - на газ, воду, тепло, электричество, землю…
Потребитель без зефира и печенек, скорее всего, не останется. Только они будут не из российских регионов, а, например, из Белоруссии или из Польши. Да здравствует поддержка отечественного бизнеса, увеличение количества рабочих мест, развитие производства в регионах! Две трети (если не больше) работников пищекомбината из города Глазова (Удмуртия) запишется на биржу труда. Не самообеспечивать свои семьи будут, а получать нищенское пособие из бюджета. Но разве это касается чиновника Седова В.В. из подмосковного Красногорска? Он ведь не при чём. Он только исполняет свои функциональные обязанности по «ликвидации пробок от грузовиков» на МКАДе…
Занавес…
Нет, не совсем. Пока материал готовился к печати, Михаил сообщил, что на его десяток машин выдали аж целых три пропуска. Три. При том, что налаженный транспортно-логистический процесс – это конвейер. Непрерывный. За неделю ежедневно и поочерёдно рефы грузятся, выезжают, едут, попадают на МКАД, разгружаются, летят обратно, снова грузятся… Они ВСЕ, но в разное время, вынуждены упираться в МКАД. И пропуск с одной на другую не передать – он номерной… Но чиновники посчитали, что три пропуска – более чем достаточно для «транзитного перевозчика». Ему надо – пусть и выкручивается…
Вот такая вот сладкая история с горьким окончанием. Зато при запросе в интернет-поисковиках «пропуск МКАД» вываливаются сотни предложений об «безпроблемном оформлении пропусков». Но за деньги. Причём за приличные деньги: от 20 до 60 тысяч. В зависимости от срочности и тяжести ситуации, в которой оказались заказчики перевозки и автотранспортники. И никто не спрашивает о «нормативах загрузки», между прочим… Околочиновничий бизнес процветает. Что, собственно, было очевидно в самом начале этой эпопеи… Но пробок на МКАДе меньше не стало. Объездные трассы, «бетонка» А-107 и А-108 забиты до упора.
А вот эффективность использования автотранспорта, обслуживающего московский регион, катастрофически упала. Есть такое понятие, как коэффициент загрузки/использования транспорта. Процесс выгрузки-загрузки в Москве, который раньше занимал один рабочий день, для многих перевозчиков растягивается до трёх суток. Ночью проскочил к месту выгрузки внутри МКАД, простоял до обеда, разгрузился, простоял до ночи, перебрался на другой конец города к месту загрузки, снова простой, днём загрузили, стоим до ночи, чтобы выскочить из столицы без штрафов. И это не разовый случай – это система. Именно так сейчас вынуждены работать десятки тысяч единиц грузового транспорта.
Правительство плачется по поводу низкой производительности труда? А с чего она будет высокой? Я привёл только одну цепочку причинно-следственных связей: как бумажка на столе московского чиновника влияет на благополучие сотен людей в далёком от него удмуртском городе Глазове. Читатели могут продолжить своими примерами…
|