Минтранс подготовил поправки в закон об автомобильных дорогах. Поправки позволяют строить платные автодороги и мосты без обязательной сейчас возможности бесплатного альтернативного проезда. Говорят, такой шаг необходим только и исключительно для районов Крайнего Севера. И даже для одного-единственного объекта. Но как-то уже не очень верится Минтрансу...
В короткий ролик никак не воткнуть весь объем информации по этой теме. Поэтому - несколько цитат для полноты картины.
Цитата:
В ЯНАО началось строительство моста через реку Пур. На правом берегу реки была забита первая свая-оболочка будущего моста, сообщает пресс-служба губернатора ЯНАО.
«В северо-восточной зоне Ямала в ближайшие десятилетия будет идти очень серьезное экономическое развитие — будут осваиваться новые месторождения, которые мы сегодня обсуждаем с компаниями ТЭК. Именно поэтому надежная связь между территориями, без перерывов на межсезонье, и всех сложностей, которые бывают во время ледохода и ледостава, — жизненно необходима. Это основа нашей экономики и будущее нашего региона. Важно, что при реализации таких объектов мы научились использовать механизмы концессии. Такой способ позволяет оперативно решать текущие задачи», — сказал губернатор Дмитрий Артюхов.
Цитата:
Категорически против законопроекта выступил депутат Госдумы РФ от Якутии Федот Тумусов 5 февраля в ходе обсуждения в Госдуме законопроекта, дающего «зеленый свет» на строительство платных дорог в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях, не предусматривающего наличия бесплатной дороги-дублера.
Следует напомнить, что согласно действующему законодательству, у платных дорог должна быть бесплатная альтернатива. По версии инициаторов законопроекта, оплата за проезд будет взиматься только с грузового транспорта, легковые автомобили и общественный транспорт будет передвигаться бесплатно. Несмотря на резкие протесты некоторой части депутатов, законопроект поддержали 73 % депутатов и он был принят в первом чтении. Депутат от Якутии Федот Тумусов считает, что сама идея строительства дорог частными компаниями приемлема – но они должны быть бесплатны. Иначе, по его словам, получится, как верно отмечали коллеги из КПРФ, как с системой «Платон». Вся прибыль частнику, все расходы – государству и людям.
Народный избранник выступил резко против законопроекта о строительстве на Севере платных дорог. Он не сомневается, что этот закон потом распространят на всю Россию, и не считает веским аргументом за взимание платы то, что «в некоторых местах дорог нет, и пусть они будут хоть за деньги».
«Некоторые места» — это, прежде всего, районы, где идёт добыча полезных ископаемых. И те самые частные дороги фактически будут строить добывающие компании. То есть дороги им нужны и так — но правительство даёт условным «Сургутнфтегазу», «Газпрому» и так далее заработать. Ведь окупаемость такой дороги, как признают в кабмине, составляет около 20 лет — так что компаниям просто хотят помочь в их собственных планах. За счёт кого? Конечно, за счёт жителей», — уверен депутат.
Его не утешает то, что пока речь идёт только о сборе средств с грузовых автомобилей, так как это можно легко потом изменить с помощью поправок. Кроме того, сбор средств с грузовых машин тоже негативно скажется на жителях Севера, считает Федот Тумусов — ведь на них в населённые пункты везут в том числе продукты.
Источник: Aartyk.ru
Цитата:
На эту новость отреагировал депутат Ил Тумэна (Якутского республиканского парламента) Виктор Федоров:
Совсем с ума посходили!!! Это явно отработало лобби нефтяников и газовиков. Предложение поступило от Ямало-Ненецкого округа. Сегодня с утра встретился с народным депутатом от Арктики Еленой Голомаревой. Готовим письмо председателю Госсобрания об организации рабочей группы по данной законодательной инициативой. Такой закон принимать нельзя! Опять все оплатят северяне! С кого возьмут плату за проезд — с коммерсантов, они с кого — с населения!
Обустройство Северов — Государственная задача! 60% территории РФ это Север!
Цитата:
В Государственном собрании Якутии началась работа по подготовке поправок в проект закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ". В первом чтении депутаты Госдумы поддержали предложение Минтранса о строительстве на Крайнем Севере безальтернативных платных дорог. Инициативу выдвинул Ямал, где на условиях концессии строится мост через Пур. Однако в Якутии есть негативный опыт появления частных дорог, депутаты считают, что проект выгоден, в первую очередь, нефтяникам, и предлагают им "отбивать" свои расходы только в тех субъектах, власти которых готовы нести ответственность за последствия.
Строить платные дороги общего пользования существующее законодательство позволяет лишь в регионах с развитой дорожной сетью, а в районах Крайнего Севера и территориях, приравненных к ним, зачастую нет альтернативных дорог и мостов для проезда. Разрешение на строительство безальтернативных платных трасс привлечет частные инвестиции в дорожную инфраструктуру, заявил Минтранс РФ в пояснениях к проекту. Примером стал Ямал со своим проектом ГЧП стоимостью 9,6 млрд руб. Мост не только свяжет жителей Пуровского, Тазовского и Красноселькупского районов с большой землей, он нужен для обустройства крупных нефтегазовых месторождений. В Якутии, выступившей против инициативы, опасаются, что поправки развяжут руки нефтегазовым компаниям: дороги к своим объектам они будут оплачивать за счет населения.
Госсобрание Якутии намерено направить поправки в Госдуму в первых числах марта. Член рабочей группы, народный депутат Республики Якутия Виктор Федоров считает, что полномочия по платным дорогам должны быть переданы на уровень субъекта - такие поправки парламентарии предложат ко второму чтению. Таким образом, каждый регион будет сам решать, разрешать или нет строительство безальтернативных платных дорог. В случае, если поправки будут приняты, якутские депутаты намерены внести в региональное законодательство запрет на "частные" платные дороги общего пользования без альтернативного маршрута.
"Иначе что получается: на севере начнут строить только платные дороги. Учитывая плотность населения, труднодоступность районов, логично было бы сделать иначе - чтобы все дороги в регионах были бесплатными. Задача государства - сделать Север форпостом, но инициатива полностью этому противоречит. Мы у себя уже столкнулись с этой проблемой: на Талаканском месторождении у нас работает "Сургутнефтегаз", три года назад компания построила дорогу к поселку Витим и начала взимать плату с грузового транспорта за проезд по ней. Суммы доходили до 100-200 тыс. руб. за машину, из-за этого подорожали товары - в основном, продукты питания в населенных пунктах. Поэтому я понимаю, зачем этот закон лоббирует Ямал - нефтяники хотят отбивать свои дороги за счет местных жителей", - поделился с Накануне.RU своим мнением депутат.
По его словам, закон приведет к тому, что новая дорожная сеть вблизи крупных промышленных объектов полностью станет платной, это отразится на ценах в ближайших населенных пунктах. Другая сторона медали: нуждающиеся в дорогах территории, которые не могут обеспечить окупаемость инфраструктуры за счет промышленных грузов, не будут привлекать инвесторов.
"Мы предлагаем делегировать полномочия по определению того, платная дорога будет или нет, регионам, а не вводить норму принудительно для всех, из Москвы", - говорит Федоров.
На Ямале царят другие настроения. К кампании по поддержке закона подключился волонтерский проект "Будущее Арктики", инициатором которого является депутат Госдумы от региона Владимир Пушкарев, в сети сегодня объявлен сбор подписей.
По словам Пушкарева, проезд по мосту через Пур для грузового транспорта будет в два раза дешевле, чем по существующей платной переправе. "Этот законопроект - новация для районов Крайнего Севера и вообще для России в целом. Весь легковой транспорт сможет проезжать бесплатно. Предполагается привлечение в экономику частных инвестиций. Это один из весьма эффективных механизмов, который зарекомендовал себя и получил развитие и в транспортной инфраструктуре", - заявил он.
Грузоперевозчики в свою очередь отмечают, что в список "льготников" необходимо внести социально-значимые категории продуктов и непродовольственных товаров. Транспортные компании будут пользоваться платными участками, но расходы добавят к стоимости перевозки, следовательно, это отразится на конечной цене. Вместе с тем "Платон", весовой контроль и прочие новшества уже повлияли на интенсивность автомобильных грузоперевозок на Севере.