Уважаемые посетители форума! Прихожу к выводу, внимательно читая Ваши высказывания, что не улавливаете саму суть вопроса. Саморегулирование- это передача функций государства (в том числе по контролю) САМОМУ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОМУ СООБЩЕСТВУ, то биш Вам. И еще: концепция саморегулирования НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ монополизации, то есть создания ОДНОГО СААПа. Все с точностью наоборот: основополагающим моментом является МНОЖЕСТВЕННОСТЬ СРО.
ЧИТАЙТЕ ПЛИЗ:
Саморегулирование в отрасли
Термин саморегулировние в буквальном смысле означает добровольное наложение на себя каких либо ограничений. В применении к экономической деятельности это понятие развивается и понимается как регулирование деятельности в определенном секторе рынка без вмешательства государства. Государство устанавливает общие рамки деятельности субъектов определенного сектора рынка, направленные на защиту интересов общества. Нормы саморегулирования развивают и дополняют нормы государственного регулирования. В мировой практике известны случаи, когда системы саморегулирования складывались раньше, чем вмешивалось государство, и в этом случае государство отказывалось от вмешательства в эту сферу, так как саморегулирование доказывало свою большую эффективность. Именно таким образом складывалась система саморегулирования бизнеса США. Зачастую в США законодательство, регулирующее отдельные виды предпринимательской деятельности, так и не принимается, поскольку система саморегулирования вполне справляется с задачами обеспечения добросовестности конкуренции и защите потребителей на рынке. Таким образом, встает вопрос: сможет ли бизнес создать систему саморегулирования более эффективную, чем государственное регулирование.
Саморегулирование необходимо рассматривать не просто как одну из форм объединения предпринимателей, а как принцип взаимодействия государства и рынка. Наличие в современной России значительного числа некоммерческих организаций (союзов, ассоциаций), уже объединяющих предпринимателей не только с целью защиты и лоббирования их интересов, но и с целью саморегулирования их деятельности, создает практическую основу для передачи СРО, находящимся под контролем государства функций государства в тех общественно значимых областях деятельности которые требуют более тонких и специфических механизмов регулирования обеспечивающих эффективное исполнение государством функции по защите основных Конституционных прав граждан – это защита прав собственности, жизни, здоровья и др..
Это не только механизм ослабления административного давления на рыночные процессы, но и более эффективное и дешевое их регулирование.
Принципы взаимодействия государственного регулирования и саморегулирования.
- Саморегулирование всегда осуществляется в рамках действующего законодательства и является легитимным;
- Саморегулирование может фактически замещать государственное регулирование в определенных формах;
- положения саморегулирования могут дополнять и конкретизировать действующее законодательство;
- положения саморегулирования могут ужесточать требования к участникам рынка по сравнению с требованиями законодательства.
Преимущества системы саморегулирования над государственным регулированием
- нормы саморегулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, позволяют быстро заполнить имеющиеся пробелы в законодательстве;
- участники рынка имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов;
- механизм разрешения споров более дешевый и эффективный, чем судебное разбирательство, и лучше адаптирован к условиям конкретной сферы деятельности;
- государству выгодна экономия бюджетных средств при передаче определенных функций государственных органов, организациям саморегулирования, которые финансируются самим бизнесом;
- развитие саморегулирования способствует повышению доверия общества к бизнесу;
Чтобы система саморегулирования была достаточно эффективной, в первую очередь необходимо, чтобы члены данной саморегулированной организации добровольно делегировали ей право на выполнение следующих функций – разработку системы правил и стандартов деятельности субъектов данной отрасли, контроля за соблюдением принятых правил и стандартов деятельности, а также и право накладывать меры воздействия за нарушение этих правил. Это является ключевым вопросом в жизнеспособности системы саморегулирования.
Основные признаки Саморегулируемых организации :
- наличие разработанных стандартов и правил профессиональной деятельности, принятых всеми членами данной организации и обязательных для их соблюдения.
- наличие эффективных механизмов контроля соблюдения этих стандартов, необходимых для обеспечения выполнения возложенных функций;
– наличие механизма применения системы наложения мер ответственности за нарушения принятых стандартов и правил профессиональной деятельности
- механизм внесудебного разрешения споров как внутри организации, так и с потребителями ее услуг/продукта.
Необходимо понимать, что Саморегулирование является одной из форм самоограничения, направленной на поддержание и гарантирование высокого уровня оказываемых услуг, что в конечном счете и обеспечивает доверие потребителя.
Принятие подобных ограничений должно основываться на сознании членов организации, что создание комфортных условий потребителем выгодно, так как повышает эффективность бизнеса, а это значит и более рациональное использование вложенных средств. Разработанный Кодекс стандартов и правил профессиональной деятельности участников СРО по оказанию услуг должен включать перечень принятых ограничений, обязательных для исполнения членами СРО, а также предусматривать меры ответственности за нарушение Кодекса.
Одной из форм контроля за соблюдение Кодекса может стать создание экспертных советов, которые возьмут на себя функцию определения соответствия участников рынка действующему законодательству и нормам принятого Кодекса. Квалифицированное заключение экспертного совета должно быть определяющим при решении вопроса о допуске к оказанию данного вида услуг.
Экспертные советы либо другие представительные органы должны участвовать в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с регулированием деятельности данного сектора рынка. Создание саморегулируемых организаций может осуществляться в двух направлениях.
Первый путь – «снизу», который возможен при наличии инициативы самих участников рынка по добровольной передачи функций контроля своей деятельности саморегулируемой организации. В данном случае целю передачи указанных полномочий и построении системы саморегулирования в отрасли может является необходимость решения внутренних проблем отрасли, вызванных конфликтами между субъектами данной отрасли, возникшими группами, либо повышение конкурентных преимуществ, имиджа отрасли либо ее субъектов, создание потенциала для развития отрасли.
Второй путь возможен через законодательное замещение лицензирования субъектов данного вида деятельности, саморегулированием. Передача государством саморегулируемым организациям, то есть отраслевому сообществу, полномочий тождественных функциям лицензирования через закрепление в отраслевом законодательстве обязательного членства субъектов данного вида деятельности в саморегулируемых организациях. Законодательно задаются требования и полномочия СРО и определяется регулирующий орган.
Предварительно необходимо определить следующие условия и критерии необходимые для создания СРО в определенной отрасли.
Наличие предмета саморегулирования. Выполнение субъектами рынка, в рамках своей деятельности, общественно-значимых функций, то есть функций ответственность за качество выполнение которых несет государство перед обществом, что и вызывало необходимость введения государством инструмента лицензирования.
Субъекты рынка в большинстве своем должны поддерживать инициативу введения института саморегулирования, как инструмента снижающего с одной стороны контролирующую нагрузку субъекта рынка, а с другой стороны устанавливающий более эффективный государственный контроль.
Необходимо определить причину внутренней конфликтности отрасли и определить следствия, вытекающие из проблем, вызванных неблагоприятными внутренними и внешними факторами. Данный анализ необходим для построения равновесной (устойчивой) системы необходимой как для внутренней лигитимизации СРО так и для эффективного решения проблем с цель решения которых и было создано СРО. Устойчивость системы достигается оптимальным распределением точек напряженности во внутренней системе прав и обязанностей. Система взаимодействия с контролирующим органом, выполняющим функции государственного контроля а также требования и критерии к организациям которым будут переданы полномочия СРО определяется в отраслевом законодательстве.
С уважением,
Станислав Швагерус
www/saap.ru
|