Что мешает жить и работать автоперевозчику
Проблемы в порядке их значимости (выбрать не более 4-х вариантов ответа)
(Выберите все подходящие ответы)

Отсутствие работы /недостаточно грузов к перевозке
Низкие расценки на перевозки /высокая конкуренция
Задержки оплаты, обилие мошеннических схем, исчезающие псевдоэкспедиторы-"прокладки"
Весогабаритный контроль
Тахографический контроль
Оплаты в системе "Платон"
Нехватка оборотных средств / доступных кредитов
Проблемы с обслуживанием, ремонтом, обновлением автопарка
Проблемы с кадрами (нехватка квалифицированных водителей, механиков, логистов, менеджеров)
Введите текст с картинки:
Обратите внимание!
На картинке все буквы русские!

Посмотреть результаты
<<<Назад
Суд признал "рекомендательный характер" требований к новым тахографам с блоком СКЗИ

Будут ли с 1 июля аналоговые тахографы «вне закона»? Согласно внесенным изменениям в приказ Минтранса №273, с 1 июля 2016 владельцам грузовых транспортных средств необходимо перейти на цифровые тахографы. И, похоже, на этот раз сроки вступления в силу новой нормы законодательства сдвигаться не будут. Насколько готовы перевозчики к нововведениям? И, собственно, к чему им готовиться в связи с наступлением «дня Х»?

Для транспортных средств, уже оснащенных средствами контроля режимов труда и отдыха, был предусмотрен срок обязательного оснащения новыми тахографами ­ 1 января 2018 года. Однако, затем сроки установки цифровых тахографов были перенесены – и «точкой отсчета» стало 1 июля 2016 года.

Для перевозчиков, осуществляющих международные автоперевозки, обязательными являются требования договора ЕСТР (Международное Соглашение, касающееся экипажей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров). Аналоговые тахографы для международных перевозчиков разрешены.

Для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, обязательными являются требования законодательства РФ, в которых предусмотрен иной тип тахографа, не совместимый с ЕСТР. Технические требования к этому типу тахографов изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения ­ в Приказе Минтранса №273.

Важно отметить, что эксплуатация  транспортных  средств  с  аналоговыми  тахографами для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние рейсы, не  запрещена и не может  быть  запрещена  в  соответствии  с  действующим  законодательством,  вплоть  до  утилизации транспортного средства. Хотя некоторые перевозчики считают, что эксплуатация таких транспортных средств с 1 июля будет запрещена. Это не так.

­ Ни один  орган  государственной  власти  не  имеет  права  требовать  замены  аналогового  тахографа,  если  он имеет  или  имел сертификат  соответствия  на  момент  его  производства/установки, отвечающий законодательным требованиям, а значит безопасный в эксплуатации, ­ утверждает Максим Сухомлинов, директор сервисной службы ГК Надежный контакт.

Свою точку зрения эксперт аргументирует, отсылая к п.  65  таблицы  4  приложения  1 Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза» (ТР ТС 018/2011), который вступил в действие на территории Российской Федерации с 01 января 2015 года.

Таким образом, объясняет М. Сухомлинов, в соответствии  с  ч.1  статьи  54  Конституции  РФ:  «Закон, устанавливающий  или  отягчающий  ответственность, обратной  силы  не  имеет»,  ­ то есть все  тахографы  имеющие  на  момент  их  производства/установки  сертификаты соответствия  действующему  законодательству,  даже  после  окончания  срока  действия  самого  сертификата остаются «в законе». Таким образом, как было сказано выше, Минтранс  РФ  не запрещает эксплуатацию транспортных средств с аналоговыми тахографами. Минтранс РФ не может своими нормативными правовыми актами  нарушать  закон, резюмирует эксперт, такого  не  бывает.  Поэтому, настаивает М. Сухомлинов,  Минтранс  просто  рекомендует  переоснастить  только  те транспортные  средства  с  аналоговыми  тахографами,  на  которых  стоят  тахографы, не имеющие сертификата соответствия.

 

В подтверждение своей позиции М. Сухомлинов приводит решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года по делу между УГАДН Магаданской области и ПАО «Магаданэнерго» о тахографах, несоответствующих требованиям 36 приказа Минтранса 13 мая 2016 года:

Это первое дело в своем роде, в рамках которого было подробно разобрано все законодательство в области тахографии.  Суд признал, что наличие блока криптозащиты в тахографе носит исключительно рекомендательное значение и не является обязательным.

Действительно, ПАО «Магаданэнерго» обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в котором указано, что предприятие эксплуатирует транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, оснащенные тахографами модели Continental­VDО1381, не соответствующими установленным требованиям. К участию в деле в качестве третьего лица, была привлечена компания ООО «Торгмонтаж­ Плюс», которая осуществляла установку тахографов на транспорт ПАО «Магаданэнерго».

По итогам дела требования заявителя, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», удовлетворили. Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01­16/47 от 11.11.2015 признали недействительным в части пункта 5.

ПП РФ № 1213 от 23.11.2012, Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие требования к тахографам, были признаны носящими исключительно рекомендательный характер, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.

Минтранс, предъявив в своем приказе №36 требования технического характера (наличие в объекте технического регулировании тахографе блока криптозащиты), превысил свои полномочия. Полномочия в области технического регулирования принадлежат Минпромторгу.  В ФЗ 184 «О техническом регулировании» в главе 4 пункте 3 прямо написано – Органы исполнительной власти могут издавать нормативные документы в области технического регулирования только рекомендательного характера. А Минюст приказ №36 регистрирует как обязательный.

В результате в течение последних трех  лет транспортники оснащали и переоснащали свои автомобили  тахографами, с избыточными, необязательными требованиями, теряя миллионы рублей, что никак не отразилось на безопасности дорожного движения в целом. Итак результат на сегодня. По данным ФБУ Росавттранс с 2013 год по март 2016 года установлено чуть меньше 400 000 тахографов с СКЗИ. По данным ГИБДД того же периода – аварийность по оговоренным категориям транспорта не снизилась. Приказ Минтранса №36 может носить только рекомендательный характер, и, значит, аналоговые тахографы не подлежат обязательной замене.

 

Выдержка из судебного решения

 

 …Согласно п. 3 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании» содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

…Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

…Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции (п. 6 ст. 7 ФЗ).

…Согласно п. 2 ст. 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ, государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям Технического регламента Союза (Технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в Техническом регламенте Союза (Технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

…Поскольку п. 1 ст. 1 ФЗ «О техническом регулировании» относит требования к тахографам в исключительную сферу технического регулирования, постольку применительно к тахографам действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.

…Ст. 32 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

…Таким образом, норма ст. 32 ФЗ «О безопасности дорожного движения» исключает возможность применения ст. 20 указанного Федерального закона в части предъявления каких-либо дополнительных требований к тахографу, в силу наличия Договора о Евразийском экономическом союзе, Ратифицированного Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ, и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.

…Кроме того, п. 3 ст. 4 ФЗ «О техническом регулировании» прямо указано, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только  рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 настоящего Федерального закона.

…Таким образом, из системного толкования перечисленных положений законодательства о техническом регулировании следует, что Постановление Правительства РФ № 1213 от 23.11.2012, как и Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие дополнительные требования к тахографам, носят исключительно рекомендательный характер и не могут содержать обязательные требования, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.

 

Обсуждение материала на форуме

Архив статей
Форум "Дальнобойщик"
Ассоциация "Дальнобойщик"
Форум Ассоциации "Дальнобойщик"
Дальнобойщик Медиа-Групп
Обратная связь